quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Обнуление и тревога

Я уже не раз говорил, что с помощью обнуления и так называемых поправокм к конституции Путин решает важнейшую для себя задачу – задачу избавления от целого спектра тревог, связанных с ближайшим и отдаленным будущим. На первых местах находятся тревога смерти, тревога потери имения, тревога ограничения свободы, тревога потери контроля. Это всё тревоги, связанные с опасением возмездия или наказания в случае ухода его от кормила власти. Стоит подчеркнуть, что тревоги эти – абсолютно обоснованные. Без власти Путин окажется абсолютно беззащитным и многие будут рады свести с ним счеты, а уж о правовых аспектах и говорить не приходится. Скамья подсудимых в гаагском трибунале буквально плачет по нему.

Упомяну здесь те фундаментальные решения, которые Путин примненяет для защиты от тревоги (а, по сути, – от реальной угрозы для себя).

Субстанциональное решение. С одной стороны оно выражается в попытках укрепления силовых структур, оснащения их современными средствами борьбы и подавления недовольства.

Запугиванию несогласных и возможной опозиции служат аресты и громкие дела по страшным и надуманным обвинениям – под ударом оказались журналисты. Сразу после обвинения деятели культуры получили предупреждение в виде приговоров по делу Серебренников. Приоговоры в итоге как бы мягкие, условные – но предупреждение налицо. Типа: следующим мало не покажется. Жестокие приговоры требует обвинение для историка Дмитриева, для дела т. н. „Нового величия“. Все это дела, отданные на откуп силовым структиурам, чтобы те могли вдоволь натешитьСя и отработать механизмны для массовых дел, если таковые окажутся необходимыми.

А странная смерть чувашского губернатора, который выставил судебный иск к Путину…

С другой стороны – это укрепление гордыни. Я думаю, что он все же отдает себе отчет в том, что рейтинг его падает в пропасть, однако ощузщение триумфальности победы на так называемом голосовании по поправкам дает ему в любом случае ощущение всемогущества (для него как бы нет невозможного в том, что он задумал – и это ощущение будет покруче подлинной любви народа, которой остается все меньше).

Интенциональное решение – укрепление контроля (или, как минимум, ощущение этого укрепления, поскольку само укрепление вряд ли дальше возможно, когда весь его режим начинает трещать по швам, хотя он все еще очень силен). Он ве еще сильно озабочен своей вертикалью и выдавливбанием из политики всех, кто не вписывается в генеральную линию правящей партии. Одно из ярчайщих проявлений этого решения – арест хабаровсёго губернатора Фургала, которого хабаровчане дружно избрали, кинув кандидата от единой россии.

Война между Арменией и Азербайджаном, которая ставит под угрозу жизненные интересы многих страх (включая Грузию и даже Турцию), наверняка служит интересам путинизма, потому что она ослабляет позиции целого ряда стран, а засевшие в Кремле путинисты рассчитывают усилить контроль над этим регионом и еще больше нажиться на несчастиях других.

Возможно, путиноиды рассчитывают на то, что разгоревшиеся конфликты могут привести к серии горячих конфликтов, в которых будет участвовать Росиия и которые, с помощью путинской пропаганды будут представлены населению как справедливые войны против врагов России и за восстанбовление ее былого величия и могущества. Такой жуткой возможности нельзя сбрасывать со счетопв, покуда в кремле сидят узурпаторы. Для них война – единственное оставщееся в распоряжении средство, способное легитимизировать их власть ценой крови и страданий миллионов людей.

А для Путина это еще и подпитка его гордыни (во какой крутой пацан), а также мощное аксиологическое решение: отжатие земель и укрепление империи (в том виде, как он это понимает) создает путину видимость осмысленмности. Типа, не зря правил: собрал столько земель, сколько смог - по крайней мере старался изо всех сил. А уж на колени сколько земель поставил.

Как видно, любое из этих решений ударяет по жизненным интересам как отдельных людей, так и целых групп – и все во имя укрепления узурпаторского режима. То есть налицо реальное творение режимом ЗЛА.

Напомню, что злом является намеренное ущемление прав и интересов других людей, нарушение принципов справедливости ради своих шкурных интересов.

Не удивительно, что все подобные меры справедливо воспринимаются людьми как вопиющая несправедливость. Важно здесь подчеркнуть – что речь идет именно о реальной и жуткой несправедливости, которую творит путинская власть.

И ответом на такую справедливость являются начавшиеся массовые многодневные протесты в Хабаровске, поддержанные гражданами соседних городов и регионов. И силовики, как оказалось, не были готовы к такой массовости и настойчивости, поэтому жесткие меры были предприняты к протестующим там, где число их не было таким пугающим.

Выступления против несправедливых действий власти - это интенциональное решение со стороны граждан, с помощью которого они не только пытаются бороться с несправедливостью, но и решают проблемы своих тревог. К таким тревогам, свойственным эпохе позднего путинизма, можно отнести ТРЕВОГУ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (БУДУЩЕГО), связанную как с массовым снижением уровня жизни, так и с негативными ожиданиями всевозможных катаклизмов в будущем.

Важное решение - это решение интеллектуальное. Уровень тревоги может стать меньше, если человек сглаживает проблему, пытается убедить себя в том, что ничего страшного нет, что виноваты какие-то враги. На этом и держатся режимы, на этом и работают их пропагандистские машины. Но такое решение ведет лишь к тому, что люди в массовом количестве отказываются от ответственности за решение реальных проблем. Поэтому честным и ответственным интеллектуальным решением будет попытка разглядеть истинные причины проблем. Это ставит человека поначалу лицом к лицу с реальностью, что, конечно, непривычно, даже порой страшно - но этот страх стоит свеч, потому что ответственное решение проблем и действие сообща устраняет истоки мнёжества тревог.

Протестная активность, как оказалось, - во многом стихийна, то есть является потребностью людей, потому что люди нуждаются в уважении и в достойном обхождении со стороны тех, кто называет себя властью.

Горящие глаза и сияющие лица участников протестов напоминают мне времена конца 80х - начала 90х годов, когда миллионы людей выходили на массовые протесты под лозунгов, автором которой была Елена Боннер: "Мы не быдло!". Самооценка людей повышается многократно, когда они преодолевают свои страхи и берут ответственность на себя.

Можно смело утверждать, что именно такое массовое СУБСТАНЦИОНАЛьНОЕ РЕШЕНИЕ проблемы тревоги является насущной потребмностью миллионов граждан России.. И эту потребность надо стараться поддерживать всеми силами и всем миром.