quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Любовь как диалог

„У любого человека должна быть готовность,
по меньшей мере, любить другого человека
и понимать его“
Ролло Мэй

Ролло Мэй отмечает „очень близкую этимологическую связь между знанием и любовью“: „так, в древнегреческом и древнееврейском языках глагол познать имеет то же значение, что и "иметь половую связь" ("Авраам познал жену свою, и она понесла..."); в английском языке шестнадцатого и семнадцатого веков слово познать имело такое же значение“.

Знание другого человека, как и любовь к нему, приводит к союзу, динамическому партнерству с другим человеком. Сущностью подобных взаимоотношений является то, что в процессе взаимодействия оба человека меняются, подчеркивает Ролло Мэй: „в том случае, если вовлеченные в процесс взаимодействия люди не являются тяжело больными и способны в той или иной степени к сознаванию, отношения всегда включают в себя взаимное осознание; именно это уже и есть процесс оказания взаимного влияния с той и другой стороны“.

Для того, чтобы быть в состоянии выстраивать такие отношения, каждому партнеру отношений необходимо больше осознавать и принимать свою экзистенциальную ситуацию, подчеркивает Ялом. Но этого мало. Необходимо еще сознавать, что и другой находится в аналогичной ситуации, что и он также может страдать, мечтать, бояться, стремиться любить и быть любимым.

Подобное осознание лежит в основе того, что другой человек (партнер по отношениям) не будет восприниматься как инструмент, который можно использовать для удовлетворения своих нужд (что имеет место в отношениях по принципу „Я-ОНО“), а будет увиден и принят как личность. И лишь при таких условиях становится возможным познавать, ПОСТИГАТЬ и ПОНИМАТЬ другого в процессе общения, в процессе КОММУНИКАЦИИ, которая при таком подходе людей к отношениям друг с другом становится ДИАЛОГОМ - отношениями между двумя свободными личностями, между „ТЫ и Я”.

Эрих Фромм отмечает, что ориентация на познание другого человека является залогом ИСТИННОЙ ЛЮБВИ. При этом оба партнера будут постоянно получать РАДОСТЬ движения навстречу друг другу, потому что с каждым разом будут ломаться преграды, разделяющие двух людей. "Если бы восприятие другого человека шло вглубь, если бы постигалась бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя было бы познать окончательно – и чудо преодоления барьеров могло бы повторяться каждый день заново", пишет Фромм.

Важным аспектом диалога является также понимание каждым из партнеров самого себя. Так, Лиз Бурбо отмечает, что выбор людей, которые становятся дорогими для нас, не случаен: "они существуют для того, чтобы научить нас смотреть на них и через них познавать самих себя".

Но даже если отношения любви строятся на принципах диалога, что служит налаживанию гармоничных отношений, то, как подчеркивает Эрих Фромм, этот факт не избавляет пару от конфликтов. Однако сама сущность конфликта в подобных диалоговых отношениях будет другой:

„Конфликты между любимыми происходят из желания не скрыть что-то или свалить вину на другого, а, наоборот, разобраться в причинах несогласия, чтобы их устранить. Такие конфликты не разрушительны: стремление разрешить конфликт – это поиск путей к примирению, согласию в спорном вопросе“. По сути, конфликт здесь есть путь к взаимному росту и СТАНОВЛЕНИЮ".