quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Манипулирование

«Для манипулятора понимание человеческой натуры
служит лишь одной цели: контролю над ней.
Это относится в какой-то степени
к каждому из нас – и к вам, и ко мне»
Эверетт Шостром

Для начала я хочу показать наглядно, что стоит за понятием "манипулирование" (от латинского manus - рука). Психологическая энциклопедия предлагает такое определение: " манипулирование у животных проявления двигательной активности,охватывающие все формы активного перемещения животными компонентов среды в пространстве, в противоположность локомоции — перемещению самих животных в пространстве".

Иными словами, манипулирование предполагает следующее: "заставить" внешнюю среду (с помощью тех или иных приемов) двигаться в нужном для особи направлении. Манипуляция, таким образом, есть вмешательство в равновесие внешней среды, имеющее целью изменить его в свою пользу.

Перейдем теперь к рассмотрению манипуляции с психологической точки зрения, чтобы постараться понять, как и зачем один человек заставляет другого человека "плясать под свою дудку".

„Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей, - пишет Евгений Ильин, - При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них“.

Итак, главной целью манипулирования можно считать влияние на поведение жертвы манипулятора. Хотя необходимо понимать, что жертвы манипуляций сами могут быть (и, как правило, являются) манипуляторами. Жертва оказывается не такой уж и невинной. Эверетт Шостром различает активных и пассивных манипуляторов, каждый из которых преследует (часто бессознательно или недостаточно осознанно) свою выгоду.

То есть в одной и той же ситуации оба человека могут друг другом манипулировать – но каждый на свой манер – изменяя поведение своего „партнера“ по манипулированию, принуждая его к желательному действию в свою пользу. Таким действием может быть и слово, и дело, и смена позиции манипулируемого в отношение ИНТЕРЕСОВ манипулятора.

Манипуляция порождается неудовлетворенностью собой и своим миром, пишет Шостром. Истоки манипуляторства закладываются в самом раннем младенчестве. С помощью тех или иных действий, выражающих те или иные ЭМОЦИИ (крик, улыбка, гримаса недовольства или обиды) ребенок показывает окружающим свои текущие потребности – во внимании, в контакте, в тепле, в ласке. Взрослые, реагируя на эти проявления и удовлетворяя выражаемые потребности, закрепляют, тем самым, по сути, рефлекторную цепочку: ребенок научается, что тем или иным своим действием он может добиться желаемой реакции. С возрастом такие цепочки усложняются, но суть остается одной и той же: человек учится влиять на других своим поведением, своим словом, даже одной только своей мимикой, тем самым, добиваясь желаемого. По мере взросления, люди могут перенимать у других те или иные манипулятивные приемы.

В результате мы имеем то, о чем Шостром сказал следующее: „Манипуляции так прочно укоренились в нашей повседневной жизни, что неподготовленный наблюдатель обращает внимание только на самые очевидные или самые оскорбительные из них. Они подобны воробьям, – большинство из нас сознает мельком существование воробьев, но многих ли из них мы замечаем?». Он подчеркивает, что люди, в массе своей, не мошенничают, манипулируя. Просто они „не ведают, что творят“.

Именно поэтому, все мы, наверное, в той или иной степени страдаем от попыток манипулирования нами со стороны даже самых близких нам людей. И даже самые любимые нами люди могут испытывать манипуляции с нашей стороны.

За примерами манипуляций далеко ходить не надо. Мать, которая говорит сыну: „Если ты будешь встречаться с этой женщиной, я умру“, манипулирует им. Или отец, угрожающий сыну отказом от всякой помощи, если тот поступит не в тот институт, который кажется отцу наиболее подходящим для сына. Здесь налицо стремление манипулятора „продавить“ свое видение жизни, заставить другого соответствовать ожиданиям манипулятора, оградить его от „опасностей“, которые существуют лишь в воображении манипулятора.

В то же время, манипуляторы не выказывают другому свои опасения или страхи. «Манипулятор больше всего не хочет, чтобы кто-то, пусть даже самый близкий для него человек, узнал о его глубинных чувствах, - пишет Шостром, -  Сокрытие своих истинных эмоций – таков удел и первый признак манипулятора... Манипулятор словно играет с жизнью в покер, постоянно пытаясь скрыть свою слабую карту. Он напоминает профессионального карточного игрока, который сознательно нарабатывает безразличный вид, чтобы скрывать за ним как страх перед крупным проигрышем, так и надежду на крупный выигрыш. В современном обществе такая способность сохранять безразличный вид даже в случае утраты близкого друга или ценного работника вызывает восхищение».


„КНОПКИ И РЫЧАГИ“ ДЛЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Всевозможные страхи, опасения, ОЖИДАНИЯ – в первую очередь, связанные с потерей чего бы то ни было, чем человек ОБЛАДАЕТ (будь это нечто материальное, часть его ИДЕНТИЧНОСТИ, социальное положение, инициатива, преимущество или что-то еще). Манипулятор может вызывать или усиливать эти страхи намеками, угрозами, шантажом. В обмен на то, что эти страхи и ожидания не станут явью, манипулятор получает от своей жертвы то, что ему нужно. Понятно, что манипулятор чаще лишь пугает, чем реально угрожает. Ведь ему выгодно удержать жертву на коротком поводке, а не потерять ее навсегда. Хотя иногда, если чувство НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ (за то, что жертва не такая послушная или пытается "сорваться с крючка") вызывает в манипуляторе ГНЕВ, он может и реализовать свои угрозы

ЧУВСТВО ВИНЫ является одним из эффективнейших рычагов для достижения манипулятором своих целей. Человек с таким чувством в отношение манипулятора будет считать себя обязанным искупать „вину“ едва ли не любыми способами. Это чувство также может искусственно культивироваться, насаждаться манипулятором.

Комплексы неполноценности, связанные (часто гипертрофированно) с нелюбимыми сторонами своей натуры (я толстая, я некрасивая, я глупый и ленивый...), часто насаждаются с раннего детства (намеренно или с бессознательной целью создать условия для дальнейшего влияния, манипулирования). Давление на такие болевые точки будет нередко обезоруживать человека, злить его, выводить из равновесия – в общем, вызывать реакцию, которая нужна манипулятору.

ГОРДЫНЯ проявляется стремлением человека максимально проявить стороны столь лелеемого им ИДЕАЛЬНОГО Я. Знаменитая басня про Ворону и Лисицу иллюстрирует манипуляцию, давящую на ТЩЕСЛАВИЕ. Здесь хороши лесть и похвалы – все что столь желанно ушам гордеца.

Страх „потерять лицо“, страх стыда, нежелание проявить скрываемую истинную сущность вместо так лелеемой идеальной сущности - эта обратная сторона гордыни - является проявлением ТРЕВОГИ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ. На эти кнопки очень легко нажимать пальцам манипулятора - и им желаемая реакция не замедлит проявиться.


МАНИПУЛЯЦИИ И ГОРДЫНЯ

„Тщеславие делает гневливых
кроткими перед людьми“
Иоанн Лествичник

Адресатами манипулятивных воздействий будут прежде всего люди, ИДЕНТИЧНОСТЬ которых содержит чувствительные для манипулирования составляющие. Проще говоря, жертвами манипуляций становятся люди, обладающие чертами личности, на которые можно оказать внешнее воздействие. Как правило, речь идет о ГОРДЫНЕ. У. Джеймс пишет об этом следующее:

„Ни угрозы, ни увещевания не могут воздействовать на человека, если они не затрагивают одной из возможных в будущем или настоящих сторон его личности. Вообще говоря, только воздействием на эту личность мы можем завладеть чужой волей. Поэтому важнейшая забота монархов, дипломатов и вообще всех стремящихся к власти и влиянию заключается в том, чтобы найти у их "жертвы" сильнейший принцип самоуважения и сделать воздействие на него своей конечной целью.

Но если человек отказался от того, что зависит от воли другого, и перестал смотреть на все это как на части своей личности, то мы становимся почти совершенно бессильны влиять на него“.

У любого манипулятора также можно обнаружить признаки ГОРДЫНИ. Каждый из них уделяет максимум внимания не своему ПОДЛИННОМУ Я, а тем маскам и фасадам, которыми он пытается прикрыть ощущение собственной неполноценности, требуя от себя невозможного – быть не тем, кто он есть на самом деле. Карен Хорни подчеркивает, что эти требования обречены на фрустрацию и душевное равновесие такого человека весьма хрупкое, поэтому „легко задеть его гордыню или вызвать у него чувство вины или презрения к себе“.

Гордыня усиливает страх человека перед другими людьми, отмечает Карен Хорни. Происходит это потому, что человек, неуверенный в себе, склонен быть неуверенным и в других, ожидая от них худшего (сознательно или бессознательно). Хорни подчеркивает, что он (в силу ПРОЕКЦИЙ и враждебности к другим) склонен воспринимать других куда более грозными, чем они есть на самом деле. Поэтому основная позиция такого человека по отношению к другим – оборонительная, неважно, принимает она форму заискивания или более агрессивную форму, ведь „наш страх перед другими зависит как от их власти причинить нам боль, так и от нашей беспомощности“, пишет Карен Хорни, подчеркивая, что оба эти фактора крепко поддерживает гордыня.

Манипулятор, согласно Шострому, – это "многогранная личность, разные стороны которой находятся в антагонистическом противоречии". Манипулятор "уверен, что неполноценность можно преодолеть только путем борьбы с собой ("плохими" частями себя) и с окружающими".


СТИЛЬ ЖИЗНИ И НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ МАНИПУЛЯТОРА

Стиль жизни манипулятора держится, согласно Шострому, на четырех "китах":

1. Ложь (фальшь, мошенничество). Манипулятор достигает своих целей с помощью различных уловок, ухищрений и приемов. Он ломает комедии, разыгрывает роли, силится произвести впечатление. Проявляемые им чувства выбираются намеренно, в зависимости от обстоятельств.

2. Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не сознает, чтó в жизни на самом деле важно. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

3. Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной партии. Он кажется спокойным, однако держит себя и других под постоянным КОНТРОЛЕМ, скрывая от них свои мотивы.

4. Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют лишь две возможности: управлять или быть управляемым.

Жизнь для манипулятора представляет собой битву, в которой нужно завоевывать любовь других людей и контроль над ними. "Его жизнь – это борьба, которая требует специально разработанной стратегии и тактики, овладения приемами и играми, необходимыми для выживания. Когда он терпит поражение в схватке или соревновании, то чувствует, что потерял все», утверждает Эверетт Шостром.

Для того, чтобы одерживать победы, манипулятору необходимо решать целый ряд задач. Рассмотрим, какие задачи ставит перед собой (разумеется, по большей части, бессознательно) манипулятор.

В качестве одной из своих важнейших задач манипулятор видит в том, чтобы производить некое должное впечатление. Для этого „манипулятор обзаводится маской, которая, как он думает, понравится аудитории и произведет желанный эффект», заявляет Шостром. Отсюда - очевидная печать неискренности, отсутствия подлинной вовлеченности, свойственная всем манипулятором. Спешу добавить, что и неискренность, и отсутствие подлинной вовлеченности манипулятор будет так же старательно скрывать под личиной открытости, искренности и подлинного интереса.

Шостром указывает еще на одну задачу манипулятора: "он ни перед чем не остановится, лишь бы собрать побольше информации, которая бы позволила поймать вас на крючок".

Многие манипуляторы нередко предпочитают отказаться от ОТВЕТСТВЕННОСТИ, для чего „обзаводятся“ покровителями, умело демонстрируя им свою слабость и используя в своих интересах их силу и авторитет.

Другие манипуляторы, напротив, преувеличивает свою ответственность, что может выражаться в попытках навязать другим и свои взгляды на жизнь, и свои планы, и формы поведения. Они пытаются взять под свой КОНТРОЛЬ все, что только можно, лишь бы уменьшить тревогу (в частности, ТРЕВОГУ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ).

Манипулятивный и компульсивный секс – еще одно „оружие“ манипулятора. Сами сексуальные отношения, предполагающие персональный характер взаимодействия с партнером, манипулятора не интересует. Он использует секс для решения собственных задач, среди которых – борьба с собственной тревогой и демонстрация своей ВЛАСТИ сексуальным партнерам.

На истинную ЛЮБОВЬ манипулятор оказывается не способен. Он старается всеми возможными способами избегать риска и каких бы то ни было душевных волнений. Отсюда - стремление избежать вовлеченности в открытые и доверительные отношения. "Из живого человека он превращается в озабоченный автомат, который не желает признаваться в своих ошибках и постоянно обвиняет в них всех и вся", пишет о манипуляторе Шостром.

Манипулятору недостает также способности любить и самого себя, поскольку, как мы уже говорили выше, он занят решением важной задачи - постоянной борьбой с теми частями своей личности, которые он считает плохими и недостойными. И по этой причине тоже ему трудно возлюбить другого: ведь до этого надо "возлюбить самого себя".

Согласно Шострому, манипулятором следует считать человека, „который относится к себе и другим лицам как к объектам, "вещам", подлежащим использованию и контролю". Задачей манипулятора является обезличивание отношений и восприятие своей жертвы как некоего бездушного инструмента. Манипулятор представляет собой, таким образом, "продукт рыночного подхода, в рамках которого человек рассматривается как вещь, о которой нужно много знать, чтобы уметь на нее воздействовать“.

Шостром считает, что главная задача рыночного механизма в том и состоит, чтобы выработать в людях такое "вещное" отношение друг к другу: „Человек здесь больше не человек, а потребитель“. Более того, человек, который относится к другому как к объекту, как к вещи, сам становится объектом и вещью. Именно манипулятивное общение с его „рыночной“ природой и отношением к другому человеку как к вещи ярче всего иллюстрирует то, что мы назвали „ЭКОНОМИКОЙ ОТНОШЕНИЙ“.

Одна из важных задач манипулятора - это сохранение своего душевного равновесия в процессе взаимодействия с другими людьми. Для этого хороши любые средства.

Одно из них - максимально ограничить стремление другого ПОНЯТЬ манипулятора. Поэтому ЛОЖЬ (осознанная или нет) всегда в арсенале стратегий манипуляторства.

Другая стратегия - насаждение в КОММУНИКАЦИИ с другими определенного языка, в котором от МНОГОФАСЕТОЧНОСТИ СЛОВ остаются лишь удобные, приятные и выгодные манипуляторы значения. Общение становится выхолощенным и мертвым. Все мудрые формулы и житейские правила, которые манипулятор охотно произносит в разговорах, остаются для него лишь пустыми звуками, прикрывая его истинные (довольно неблаговидные) МОТИВЫ.

Нередко манипуляторы должны провести "артиллерийскую подготовку", чтобы сделать свою жертву доступной для манипулятивных воздействий. Этой цели служат всевозможные приемы от запугивания до лести, от пробуждения чувства вины до унижения.

Обижая другого, манипулятор решает еще и побочные задачи, связанные с повышением собственной САМООЦЕНКИ, с самовозвышением за счет унижения другого, с ощущением собственной силы и могущества. Это может быть также и МЕСТЬЮ жертве за пережитое манипулятором чувство НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ в связи с тем, что он не добился желаемого.

Подобные действия в отношение другого (в отличие от часто слабо осознаваемых манипулятивных воздействий) чаще всего осуществляются более или менее осознанно и НАМЕРЕННО. Поэтому их можно считать ЗЛОМ, ведь эти действия унижают человеческое достоинство, нарушают ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ и вступают в противоречие с БАЗОВЫМИ ЦЕННОСТЯМИ.


ПРИЧИНЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Ниже мы рассмотрим, каковы причины того, что человек становится и продолжает оставаться манипулятором.

Первая и главная причина, по мнению Шострома, - это недоверие.

Согласно Фредерику Перлзу, «основная причина возникновения феномена манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении, – с другой». Эверетт Шостром развивает эту мысль: „Не доверяя полностью своим силам, человек полагает, что его спасение в опоре на других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому он вступает на скользкий путь манипуляций с тем, чтобы посадить "других" на привязь, чтобы он всегда мог их контролировать и, при таком условии, больше доверять им».

Вторая причина – стремление добиться любви со стороны окружающих.

По словам Шострома, „заслужить любовь в любом случае не просто, так что ленивому манипулятору приходится довольствоваться ее жалкой альтернативой: он отчаянно пытается добиться безраздельной власти над другими, власти, которая заставила бы другого человека делать то, что нравится ему, манипулятору, думать так, как надобно ему, чувствовать то, что он хочет, – одним словом, превратить другого в вещь, свою послушную вещь“.

Третья причина – стремление уйти от ощущения беспомощности и неопределенности.

Манипуляторы добиваются этого двумя путями. Пассивный - передавая ответственность и осуществление контроля над ситуацией своему „всесильному спасителю“. Как пишет Бюдженталь, "видя непредсказуемость своей жизни, он сдается и возводит чувство неспособности влиять на то, что с ним происходит, в ранг абсолютного закона. Он полностью превращает себя в объект". Активный манипулятор использует беспомощность других, устанавливает над ними контроль. При этом, как отмечает Шостром, такой манипулятор „испытывает чувство глубокого удовлетворения, которое позволяет ему не замечать собственной беспомощности перед лицом мира“.

Четвертая причина – стремление избежать близости вследствие страха уязвимости, которая всегда сопровождает близкие отношения и проявление своих эмоций.

Исходя из этого, Шостром определяет манипулятора „как человека, который пытается избежать близости и вовлеченности в отношения с другими людьми, и поэтому взаимодействует с ними посредством определенных ритуалов“. Эрик Берн исследовал ИГРЫ, в которые начинают играть друг с другом люди, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать близости.

Шостром подчеркивает при этом, что:

„Во-первых, манипулирование – это не какая-то определенная игра, а система игр или стиль жизни, скажем, с целью избежать вовлеченности в отношения. Манипулирование ближе тому, что Берн называет "жизненным сценарием", регламентирующим всю систему отношений данного человека с людьми.

Во-вторых, манипулятор использует игры, наряду с другими приемами, чтобы эксплуатировать и контролировать не только окружающих, но и самого себя.

В-третьих, манипулирование – не какой-то частный прием, а всеобъемлющая псевдофилософия жизни“.

Пятая причина – стремление человека к тому, чтобы его все и всегда одобряли.

Альберт Эллис считает, что пассивный манипулятор строит свою жизнь именно на этой глупейшей аксиоме, и поэтому принципиально не желает быть честным и откровенным с окружающими, стараясь всеми правдами и неправдами угодить им.

***

Манипулятивное поведение Шостром называет самоубийственным, поскольку манипулятор превращает себя в вещь. Причина этого состоит в том, что, манипулятору свойственна внутренняя борьба с частями своей личности, которые он считает „плохими“ и с которыми он ведет беспощадную борьбу. Как мы знаем, такому обесцениванию у гордеца подвергаются, в первую очередь, стороны его ПОДЛИННОГО Я, которые не укладываются в концепцию личности, определяемой его ИДЕАЛЬНЫМ Я. Человек, поддерживая свою ложную сущность, таким образом, убивает свое подлинное Я.

«Будучи не в состоянии ценить себя таким, каков он есть, манипулятор чувствует себя непонятым, непризнанным и недооцененным, пишет Шостром, - Чем больше он себя обесценивает, тем большую часть себя он вынужден отрицать, не принимать и обходиться с ней как с "вещью". Вскоре такая тенденция самоотрицания и неприятия распространяется на все сферы жизни». Человек в результате начинает ненавидеть все, что не соответствует его представлениям и ожиданиям, превращая в своем восприятии цветущий мир в выжженную пустыню.

Этому же способствует и то, что за „задачами“ своего манипуляторства, человек теряет из виду задачи ЛИЧНОСТНОГО РОСТА, постижения СМЫСЛОВ и утверждение своих подлинных ЦЕННОСТЕЙ. Манипуляторство постепенно завладевает всем вниманием человека. Он, забывая о себе, отдается контролю над другими, перестает видеть и слышать в себе то, что не имеет отношения к этому контролю. В результате манипулятор упускает массу возможностей, отпущенных ему  жизнью.


МАНИПУЛИРОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО

В истории и в современной политике мы видим массу примеров того, что власть имущие (и те, кто рвется к ВЛАСТИ) не гнушаются ЛОЖЬЮ и охотно и успешно манипулируют миллионами людей. Для этого к услунам власти имеется целый арсенал средств пропаганды, псевдо-общественных (прикормленных) движений, которые делают из человека КОНФОРМИСТА и внедряют в его головы МЕМЫ, которые делают из человека едва ли не зомби.

О том, как людьми манипулируют средства массовой информации, можно прочитать в статье "10 СТРАТЕГИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СМИ".

С целью запугать несогласных используются и силовые средства (репрессивные законы, которые опираются на силовые структуры).

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?