quote Ни в коем случае нельзя оглядываться, когда лезешь в гору. Стоит посмотреть
вниз – и всё, тебе конец… А если будешь упорно стремиться к вершине, ничего
с тобой не случится
Бернард Вербер, "Танатонавты"

Интенциональность и зло (модус обладания)

Рассмотрим в этой главе, как интенциональные решения совладания с тревогой, осуществляемые в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ, способствуют творению зла в обществе. Зло человек может творить „словом и делом“.


***


Человек с ТРЕВОГОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ будет, конечно, страдать от раздирающих его изнутри ярости и гнева. Чтобы, как говорится, "облегчить себе душу", он будет прибегать к знакомой всем стратегии - к тому, чтобы разделить со своим ближним давящий его груз столь неприятных переживаний. Причем неважно, кто будет его собеседником - хороший ли знакомый или первый встречный. Главное - поделиться с собеседником своими обидами, облачив их в форму рассказа о том, что кто-то "другой", такой-сякой-разэтакий, так поступает с человеком, так обижает его, что тот места себе не находит. При этом, конечно, в ход могут идти всевозможные эпитеты, выставляющие этого "другого", как нутурального монстра и злодея. Причиной тому является вынесение вовне и перенесение на "другого" всего того злого и неблаговидного, что живет в собственной душе, что не принимается и ВЫТЕСНЯЕТСЯ в подсознание, но давит изнутри, рвет душу, потому что мешает казаться себе и окружающим "мягким и пушистым". Механизм такого перенесения на другого собственного "негатива" называется ПРОЕКЦИЕЙ.

И слушателю зачастую невдомек, что ощущение несправедливости вовсе не означает, что этот "кто-то другой" был на самом деле несправедлив... Однако дело сделано. Слово сказано. Тот "другой" уже ошельмован. И это – зло, которое называется ЗЛОЯЗЫЧИЕМ. При этом, как уже говорилось, человек может искренне верить в правогу своих слов.

Другой пример, когда человек говорит заведомую ложь, которая должна помочь ему достичь определенные цели. Это зло - лжесвидетельство. Оно имеет очень много корней. Рассмотрим коротко основные.


***


Люди прибегают ко лжи, стремясь укрепить свою "СУЩНОСТЬ", используя для этого стратегии СУБСТАНЦИОНАЛЬНОГО НАЧАЛА. Это для них является важнейшим условием совладания с раздирающими их тревогами.

Если ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ лежит в основе, то человеку (вследствие подозрительности) будет свойственно видеть в других людях тех, кто желает ему зла. НЕНАВИСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ будут двигать поступками такого человека.

Другой человек из ближнего и брата превращается во врага, таковым вовсе не являясь. А с врагом как поступать? Конечно же, не по ЛЮБВИ и не в соответствии с ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ. А такое обращение с людьми есть не что иное, как зло.

Ненависть и поиск врага являются сильнейшими объединяющими началами. Люди, которые ощущали себя разрозненными и слабыми, забытыми и ненужными вдруг обретают силу и чувство собственного достоинства (но часто им невдомек, что их достоинство поддерживается за счет попирания достоинства других, поименованных врагами). Тем не менее, от сплоченности и движения к общей цели под руководством вождя (под музыку духовых оркестров и рокот барабанов), люди забывыают о тревоге, чувствуют ВООДУШЕВЛЕНИЕ, а в головах становится так стройно и приятно от единомыслия (тут буквально игра слов - и единая идея на всех, и отсутствие критических мыслей и сомнений в собственной голове). Зло тут налицо: и несправедливость к другому, и регрессия (отказ от того, чтобы максимально проявлять человеческое в самом себе, отказ от независмости и роста).

***

Для совладания с тревогой потери идентичности человек прибегает нередко к СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ, поддерживая ложью свое ИДЕАЛЬНОЕ Я и забывая о своем РЕАЛЬНОМ Я. Он выстраивает фасады и укрепления, которые должны показать всем (и ему самому), что он именно таков, каким хочет казаться. Человек забывает о своей истиной сущности в угоду кажущемуся. Он, живя в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ, накапливая атрибуты своего ИДЕАЛЬНОГО Я, обрастая свойствами, которые, как ему кажется, принадлежат ему навсегда.

Кроме того, все больше уверуясь в том, что "кажущесть" и есть сама реальность, человек все больше теряет трезвый взгляд на мир и на самого себя. Ему начинает казаться, что он "не такой как все". А это значит, что ему уготовано нечто исключительное. Глубоко в подсознании человек убежден, что он "никогда не умрет". Ощущуение собственной исключительности побеждает для него смерть - и ТРЕВОГА СМЕРТИ отступает на какое-то время, вытесненная гордыней.

Глаза гордеца „замыливаются“, и он перестает критически относиться как к своему видению реальности, так и к своим поступкам. ЖЕЛАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ возобладает, и человек принимает решения, основываясь лишь на своих планах, все меньше становится способным корригировать свои действия в зависимости от ситуации. И уж особенно вписывается в тему данной главы то, что гордец буквально „идет по трупам“ к своей вожделенной цели, поскольку его действия, унижающие, ущемляющие или убивающие людей, осуществляются на основе выбора в пользу зла. Злом является собственное процветание за счет страданий других.


***


Рано или поздно гордец столкнется со вторичной тревогой - ТРЕВОГОЙ ЗАТРОНУТОЙ ГОРДОСТИ. И он будет всеми силами стремиться еще больше укрепить свою "идеальную субстанцию". Здесь ложь (и себе, и другим) является важнейшим средством сокрытия истинного положения вещей во имя сохранения фасада. В истории есть замечательный пример такой лжи, известный под назвынием „потемкинские деревни“.

Лидеры наций (особенно в тоталитарных обществах) лгут с той же целью, имея к услугам для большей успешности своей лжи массивные пропагандистские машины, оболванивающие и зомбирующие граждан. Цензура сдерживает и "вымарывает" альтернативные мнения и критику. Для несогласных и сомневающихся имеются "к услугам" карательные органы в виде служб безопасности и "правосудия", ревностно служащих режиму и обслуживающих процветание лжи.

Подданные таких режимов готовы публично поддержать ложь (то есть также совершить зло), поскольку за отказ им грозит потеря некоего "имения". Для публичных деятелей и деятелей науки и екультуры это может быть общественное положение, занимаемый пост, возможность продолжения работы в своих творческих или научеых коллективах (вплоть до их роспуска). Здесь мы имеем дело с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ. Нередко эта тревога является лишь тревогой - то есть реальных наказаний может и не последовать. Однако человек, находясь в плену своих негативных ОЖИДАНИЙ, принимает свои ФАНТАЗИИ за возможную реальность.

В более суровых случаях "отказникам" грозят и более суровые наказания. Здесь выступают на передний план ТРЕВОГА ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ и ТРЕВОГА СМЕРТИ. Если еще и близким может грозить опасность, то ТРЕВОГА ПОТЕРИ БЛИЖНЕГО будет одной из ведущих.

Ложь во спасение может быть оправдана, когда человеку грозит по-настоящему несправедливое наказание, если правда будет раскрыта. В тоталитарных обществах такой правдой может быть несогласие с царящей в обществе несправедливостью и попытки в той или иной форме с ней бороться. Но все же присоединение к публичной лжи - это акт свободного выбора человека. Выбора в пользу зла.


***


Стремясь сохранить свое "имение" (то есть внешние атрибуты своей "субстанции"), человек, мучимый вторичной ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ, будет стараться защитить от других то, чем он обладает. Защитные стратегии, свойственные МОДУСУ ОБЛАДАНИЯ, включают в себя также такие (по-настоящему несправедливые) действия, как отнять у другого или обманом приобрести себе то, что является предметом вожделения. Подобные ВОЛЕВЫЕ АКТЫ являются злом в чистом виде.

Руководители государств, страдающие подобной тревогой, имея к своим услугам мощные силовые структуры и другие механизмы устрашения и подавления, творят зло, давая "добро" на их применение в тех случаях, когда "отнять и поделить" не отвечает ПРИНЦИПАМ СПРАВЕДЛИВОСТИ или не направлено на справедливую защиту имущества и граждан государства. Прибегание в подобных случаях к пропагандистской лжи, задача которой - оправдать несправедливые действия государства, - само становится злом.


***


Рядом с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ некоего „имения“ стоит и ТРЕВОГА ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ. Возможность контроля над ситуацией - вообще одна из важнейших основ интенциональности. Человек может изменить в своих интересах лишь то, что он может контролировать. Стремление к расширению контроля на все большие сферы, по сути, свойственно любому энергичному человеку. Однако при этом человек нередко вторгается в сферы контроля других людей, нередко ущемляя их интересы, что, безусловно, является злом.

Из страха потерять контроль над теми сферами, которые человек прибрал к рукам, он будет ревностно защищать сферы своего влияния от вполне законных посягательств тех, кого он ущемил. Конфликты в этих ситуациях неизбежны. Несправедливость – налицо.

Власть есть возможность осуществлять контроль над огромными пространствами и массами людей. Ощущение эффективности такого контроля - чрезвычайно захватывающее чувство, сравнимое с восторгом и „киком“ от приема наркотических препаратов. Это чувство повышает настроение, заряжает человека небывалой энергией и жаждой и дальше вершить дела, преодолевая инертность среды и сопротивление обстоятельств, мешающих достижению цели.

„Пробуксовка“ контроля – когда вместо достижения желаемого результата не происходит попросту ничего – равносильно удару в пустоту в боксе. Когда кулак пролетает мимо цели, то энергия удара, не встречая сопротивления, переплавляэтся в некое ужасное, порой деморализующее чувство.

Поэтому власть имущие так стремятся к сохранению и расширению своего контроля. Если в демократических обществах подобные стремления сдерживаются до какой-то степени, то диктаторы на этих путях преуспевают больше, ибо под свой контроль берут (и используют в своих интересах) инструменты подавления сопротивления и устрашения тех, кто мешает безграничному контролю.


***


ТРЕВОГА СМЕРТИ свойственна и диктаторам. Поэтому одной из причин того, что они стараются – насколько это позволяют им обстоятельства – сохранить и укрепить свою власть и контроль над ситуацией. Ведь за все то зло, которое они причинили и причиняют они могут быть жестоко наказаны. Потому-то (историа знает немало тому примеров), чем безнадежнее положение, в котором оказался диктатор, тем более отчаянные попытки он предпринимает, чтобы остаться на плаву. Эти попытки означают для миллионов людей горе, слезы, кровь и смерть. Возможно, еше одна подспудная мысль “греет” диктаторов: смерть вкупе с миллионами, может, не так и страшна. А “бессмертная слава”, которая достается всевозможным тамерланам, геростратам и неронам, вероятно, является, для них чем-то вроде суррогата личного бессмертия.


***


ТРЕВОГА БУДУЩЕГО проявляется в тревоге перед неопределенностью. Вся жизнь человека наполнена негативными ОЖИДАНИЯМИ. Стремясь избежать наступления своих "пророчеств", к которым относятся, по сути, ПОТЕРЯ заведенного порядка, привычного расклада вещей, человек выстраивает защиты, мешающие наступлению нового. Он старается не пустить живую жизнь в свой затхлый мир "вечного прошлого". Такое поведение Отто Ранк называл "страхом жизни", а  Эрих Фромм - "некрофильным", то есть любящим смерть.

Конечно, стремление всегда оставаться прежним, ограничение естественного развития и роста является злом по отношению к самому себе. Однако же человек не ограничивается самим собой: ведь его мир, который он так хочет сохранить неизменным - это и другие люди, от которых зависит его ощущение стабильности. И вот на этих-то людей и направлены его "некрофильные" тенденции, заключающиеся в попытках ограничения их свободы . в самых различных формах. Ничем иным как злом такое поведение не назовешь. Ведь человек попирает принципы справедливости, стремится (пусть даже и не всегда неосознанно) лишить других людей их основных благ, к которым относится БЫТИЕ САМИМ СОБОЙ, человеческое достоинство (САМОЦЕННОСТЬ) и возможность развития, роста и СТАНОВЛЕНИЯ.

На государственном уровне подобное зло имеет место, когда  правящие элиты стремятся созранить прогнившие и застойные режимы.

В еще только набирющих силу режимах ограничение свобод граждан имеет целью не допустить такого БУДУЩЕГО, при котором элиты и национальные лидеры не смогут реализовывать свои стратегии по совладанию с другими (частично уже рассмотренными выше или рассматриваемыми ниже) видами тревоги.


***


ТРЕВОГА ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ проявляется в стремлении к вседозволенности, что неминуемо оборачивается несправедливостью и злом. Ведь если одному можно все, то другой автоматически ограничивается в своей свободе, или же у него отимается что-то, что оказалось вдруг таким нужным другому.

На уровне государств всем известны примеры аннексий и завоевания сильными слабых. Безнаказанность правителей, которым подобное сходит с рук, только распадяет их аппетиты, особенно в виду того, что они все больше начинают верить в свою исключительность (мы говорили об этом выше) и все меньше оказывабтся в состоянии честно оценивать и себя, и реальность.

Вот забавный пример из фильма "Настройщик". Слепой попрошайка обронил бумажку в 10 рублей и просит прохожего найти. Тот ему говорит: "Найти-то я найду, но тебе не отдам". "Почему же?", - спрашивает слепой. Проходий отвечает: "Потому что мне нужнее".

Здесь мы сталкиваемся с типичным для подобных поступков попыток РАЦИОНАЛИЗАЦИИ (то есть объяснения их правильности). Рационализация призвана обмануть других людей, но в первую очередь - усыпить совесть самого человека, поступающего несправедливо. Однако зло от этого не перестает быть злом.


***


Попытка совладасть с ТРЕВОГОЙ ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ зачастую выражается в попытках усидеть сразу на двух стульях. При этом нередки сопуствующие подобным попыткам действия, нарушающие интересы других людей (например, ограничение в той или иной форме их свободы - если те стремятся к естественному развитию событий), а также прибегание ко лжи, чтобы другой, поверив в нее, не оказывал бы излишнего сопротивления сохранению статуса кво. Ведь для человека с тревогой окончательности свойствен трепет не только перед собственным окончательным решением, но и перед решением, которое принимает за него СУДЬБА (в форме ли случайных обстоятельств или в форме решений других людей). Как мы уже говорили выше, и ложь, и ущемление интересов других людей (несправедливость) являются злом.


***


Стремление совладать с ТРЕВОГОЙ БЕССМЫСЛЕННОСТИ - еще одна важная движущая сила поступков, порождающих зло. Как мы уже говорили, истинный смысл ни своей жизни, ни какого-либо действия, придумать невозможно. Его можно только открыть. Человек, живущий в модусе обладания, "может" и придумывать себе смыслы, чтобы обладать ими и ставить на себе службу. Конечно, такие неистинные смыслы возможно создать лишь путем самообмана, зачастую искренне заблуждаясь.

Ошибка в рассуждениях не является преднамеренным действием, однако осознанное "насаждение" смыслов перестает быть ошибкой, становясь самой бессовестной ложью. На государственном уровне такие ложные "смыслы" являются основой тоталитарной идеологии, задача которой - встроить в мозги сограждан некие программные вещи, могущие заставить тех по собственной воле поступать в интересах правящих элит.

Подданные таких государств "открывают" в насаждаемых ДОГМАХ так недостающие им ЦЕННОСТИ и СМЫСЛЫ, которые, интегрируясь в их совести, становятся внутренним миром людей и двигателем их спонтанного поведения. Так, большая ложь на уровне идеологии и пропаганды становится "правдой жизни" простых граждан. При этом они поступают в соответствии с интегрированным в их совести большим чужим обманом, живя, по сути, не по лжи.

В то же время, человека никто не освобождает от обязанности быть моральной личностью - то есть поступать справедливо и любить своего ближнего. Если интнгрированные догмы противоречат этим принципам, то человек все же, будет в ответе за свои поступки, эти принципы попирающие - то есть за творимое им зло.

Опасны такие "встроенные" смыслы еще и тем, что после краха идеологии (что рано или поздно неизбежно - как бы тому ни сопротивлялись тоталитарные режимы) обессмысливается целый пласт истории, а вместе с ним и прошлое миллионов людей.


***


ТРЕВОГА ПУСТОТЫ МИРА, проявляющаяся порой в страшной скуке, нередко заставляет человека прибегать к любым способам "заполнения пустоты". При этом действия, затрагивающие интересы и благополучие других людей, будут, бузусловно, злом. Таких действий - целый спектр: от казалось, безобидного дасаждаения другим своими поступками (шум, неудобство, мусор) до весьма опасных (например, гонки на автомобилях по городу, игры с огнем и взравоопасными веществами) или напрямую наносящих другим людям или их имуществу ущерб. При этом, как мы можем догадываться, человек будет прибегать к различным формам самооправдания, то есть, - как мы уже говорили, к другому злу, - ко лжи, зачастую искрення веря в собственную ложь. становящуюся для него УБЕЖДЕНИЕМ (см. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАЩИТЫ).


***


ТРЕВОГА ВИНЫ крайне мучительна, поэтому человек, совершивший неблаговидный поступок, нередко старается "замять" свою вину, прибегая к различным формам лжи. Еще более страшным злом является перекладывание вины на другого: невиновный называется виноватым. Последствия для невинно обвиненного человека могут быть весьма трагичными, нередко ломая его судьбу и даже приводя его к гибели (а порой, затрагивая и его близких).

История знает, что массовое обвинение невинных на государственном уровне (которое часто является инструментом для совладания с другими видами тревоги вождя - например, тревоги потери идентичности или тревоги затронутой гордости, уже расстотренных выше), эта государственная ложь, оборачивается нередко геноцидом собственного народа, а поиск виноватых в других народах приводит к истребительным войнам (нередко являясь лишь поводом, придуманным поджигателями войны, чтобы найти оправдание для своих жестоких амбиций).

Злом является и пробуждение ЧУВСТВА ВИНЫ в другом человеке. Этим искусством хорошо владеют всевозможные манипуляторы, которые хотят использовать других людей в своих интересах. Чувство вины, которое испытывает другой человек, делает его послушным и покладистым, превращая нередко в инструмент для достижения манипулятором своих несправедливых и неблаговидных целей.


Смотрите также материалы по теме ТРЕВОГА, ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА, смотрите полемику в интернете на подобные темы. Вот, например, о том, как в определенные эпохи (ВРЕМЯ ВЕРТУХАЕВ) поднимает голову зло. Но самое главное, что я могу посоветовать - это стараться всегда и всеми силами делать выбор в пользу добра (см. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ДОБРО).

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?