Общие положения о фундаментальных решениях
"Обычные" функции человека, как, например, восприятие, осознание, мышление, целеполагание, волевое решение, осуществляются непрерывно, неважно, осознаём мы их или нет. Они направлены, в конечном счете, на обеспечение нашего выживания. Без осуществления этих функций ни один человек не смог бы прожить сколько-нибудь долго.
Когда человек испытывает тот или иной вид тревоги, - точнее, когда человек тревожится в связи со столкновением с тем или иным свойством своего бытия, - эти основополагающие функции начинают играть важную роль в совладании с тревогой. Человеческие функции с одной стороны берут человека под защиту, с другой - помогают ему внутренне расти, раскрывая свои потенциалы и становясь больше самим собой. И хотя они будут более или менее эффективны при любой тревожной ситуации, каждое свойство бытия "требует" всё же своего, "особого" решения, в основе, в фундаменте которого лежит лишь определенная человеческая функция. Поэтому мы назвали подобные "особые решения" фундаментальными решениями.
Как мы уже упомянули, фундаментальное решение может способствовать не только совладанию с тревогой, но и росту человеческой личности, раскрытию заложенных в человеке потенциалов. В этом случае мы говорим о конструктивной защите. Если же тревога подавляется, но в результате человек замыкается, прячется от своей реальности, ограничивает себя, то речь идёт о деструктивной защите. Ведь в бытии человеческом возможно либо самостановление, самораскрытие, либо стагнация, застой и разрушение,
А теперь рассмотрим для начала всё коротко и по порядку - какое фундаментальное решение присуще тому или другому свойству бытия...
Тревога, вызываемая экзистенциальной изоляцией, будет наиболее полно решаться с помощью налаживания и укрепления межчеловеческих отношений. Будут наводиться мосты через пропасти, лежащие между людьми. Человек будет стараться соединиться с другим человеком, потому что такая соединенность дает ощущение защищенности, избавляет от чувства покинутости, оставленности, от переживания жуткого одиночества.
Иногда это выливается в стремление "заполучить" другого любой ценой. И не просто заполучить - а закабалить его, чтобы он всегда был наготове, если вдруг "занужнеет", если снова пробудится тревога. Такие отношения в модусе обладания деструктивны. Они разрушают души всех их участников. И от этого базальная тревога усиливается, так как она подкрепляется вторичными тревогами.
Другое дело, когда человек видит в другом не "вещь", удовлетворяющую потребности, а такого же точно человека с такими же точно тревогами. В этом случае отношения могут стать по-настоящему конструктивными. Они развивают лучшие свойства каждой стороны и помогают людям, поддерживая друг друга, подниматься на более высокие ступеньки своего развития.
Вечное движение, порождая ощущение нестабильности и тревогу перед будущим, перед новым, требует также своего решения. Таким решением выступает стремление человека к познанию, к исследованию. Сюда относятся и радость познания, любознательность, и игра, как способ "отработки" возможных ситуаций в будущем. Все эти "способы" помогают развитию.
С другой стороны, человек может "убегать" от тревоги, прячась в мире внешнем, мире видимом - как бы "поглощая" всё новое, удовлетворяя своё любопытство как жажду сенсаций, уводящую прочь от встречи с собой. Также можно запросто потерять себя, если погрузиться в "игру", заставляющую человека проживать параллельную жизнь, отвлекающую его от реальности и не ведущую никуда.
Отсутствие внешних сил, принимающих окончательное решение, вселяет в человека тревогу свободы. Чтобы совладать с ней, человек прибегает к укреплению своей субстанции - как внешней, так и внутренней. Для этого можно окружить себя "защитами" и "защитниками". Обладание такими защитными системами способствует иллюзии безопасности и как бы избавляет от необходимости принимать решения. Другим - не менее деструктивным - способом укрепления внутренней субстанции служит чрезмерная гордость, тщеславие, ведущие к ложной уверенности в своих особых свойствах и выдающихся способностях. Отрыв от реальности в таких ситуациях просто неизбежен. При этом не только нарастает тревога, разбуженная неизбежными разочарованиями и крахом иллюзий, но и теряется за раздутой идеальной картинкой самого себя истинное Я, не получает своего развития ядро личности человека.
Другой возможностью этого фундаментального решения является конструктивный подход, когда человек погружаясь в процесс бытия, честно отвечая на его запросы, тем самым даёт своей сущности возможность развития. Ведь, как мы помним, "сущность человека - это процесс". Конечно, на таком пути предстоят не всегда приятные открытия, трудные встречи со своими глубинными свойствами, но этот путь - единственный, ведущий к самому себе.
Следующее важное свойство человеческого бытия - это "приговоренность к свободе". Человеку не остается ничего другого, как принимать решения и совершать поступки. И здесь он сталкивается с тревогой вины и наказания. Ведь никто не может заранее предсказать исход того или иного действия, последствия того или иного поступка или сказанного слова. И тут на помощь приходит очередное фундаментальное решение. Интенциональное решение как раз представляет собой деятельность в сфере целеполагания и воли.
Человек может избегать принятия решений, перекладывать тяжесть этой ответственности на других. Он как бы освобождает себя от ответственности принятия решений. Но это избегание является ничем иным, как решением не принимать решений. Человек тешит себя иллюзией снятия с себя тяжести ответственности, в действительности взваливая на себя еще большую ответственность - не поступать так, как требует того его истинная сущность, его самость. Или же человек может поступать, невзирая на обстоятельства реальной ситуации, тем самым зачастую подвергая себя и других немалой опасности.
Конструктивным будет именно совершение поступков, как отвечающих сущности человека, так и соответствующих его реальности. То есть поступки будут базироваться на матрице судьбы, на реальных возможностях, выпадающих человеку в рамках его судьбы. Именно такие поступки, конгруэнтные сущности человека, способствуют самоактуализации человека, его становлению и развитию.
"Абсурдность мира" вызывает тревогу неукорененности и отсутствие предзаданной задачи в этом мире. На "борьбу" с этой тревогой встает очередное фундаментальное - аксиологическое - решение. Оно направлено на наполнение человеческого бытия осмысленным содержанием. Деструктивным будет попытка добиться ощущения осмысленности жизни за счет различных способов, уводящих человека от самого себя. Сюда относятся такие "эрзацы" смысла, как алкоголь, наркотики, безудержный секс, погоня за удовольствиями, навязчивое стремление к успеху и жажда счастья. Мы будем подробно говорить о каждом из этих "эрзацев" - сейчас же скажем только, что все они крайне разрушительны для личности и побеждают тревогу лишь иллюзорно. Крах таких решений неминуемо вызывает новый виток базальной тревоги и каскад тревог вторичных.
Истинным решением является такое проживание своего бытия, которое способствует раскрытию смыслов как во внешней, так и во внутренней реальности человека. Выстраивание системы внутренних ценностей даёт человеку истинные ориентиры при принятии решений в самых различных ситуациях.
На совладание с тревогой, вызываемой конечностью и преходящестью, будут направлены все фундаментальные решения, поскольку эта тревога является основополагающей и пронизывает собою все остальные разновидности базальной тревоги. Преобладающим на тот или иной момент решением будет решение, направленное на совладание с тем аспектом тревоги конечности, который на данный момент преобладает.
Прочие рассмотрены нами разновидности тревоги находятся на границе нескольких свойств бытия. Такая тревога "требует" совладания с помощью фундаментальных решений, соответствующих видам базальной тревоги, вызываемой этими свойствами бытия. То есть, в конечном счете, на подобные виды тревоги направлены различные фундаментальные решения.
И, наконец, венчает все рассмотренные выше фундаментальные решения присущее лишь человеку свойство - мышление. Человек использует для совладания с тревогами свой интеллект и сознавание как себя, так и своего мира. И, как и в случае с другими фундаментальными решениями, в случае с интеллектом, имеется две главные возможности его применения. Деструктивный способ базируется на модусе обладания в ущерб бытию. Стремление разработать жесткие и удобные на первый взгляд схемы, чтобы втиснуть в них весь мир свойственно всем людям без исключения. Это ко всему прочему экономит энергию, столь необходимую для принятия решений и совершения поступков. Но мертвый мир схем способен сделать мертвой и душу человека, и то, что его окружает. И человек перестает расти, перестает реализовать свои потенциалы, потому что занят подгонкой под готовые схемы всего, с чем его сталкивает жизнь.
Конструктивным будет интеллектуальное решение, если оно стремится к бытийной мудрости, которая возможна лишь при открытости бытию и честном осознавании того, что происходит с человеком в каждое мгновение его жизни, не пытаясь спрятаться за готовыми мыслительными конструкциями, не отражающими тот живой процесс, именуемый бытием.
Вне сомнения, фундаментальные решения (как и виды базальной тревоги) не встречаются в "чистом виде". Направленные на совладание с той или иной базальной тревогой (а в действительности - с совокупностью различных её видов, некоторые из которых выражены на данный момент сильнее), фундаментальные решения перетекают одно в другое, формируя причудливые комбинации сочетаний…