quote Быть конечным означает не иметь определенного места, означает неизбежность терять
каждое место и вместе с ним себя. Люди создают системы безопасности, чтобы защитить
свой космос. Но они могут только подавить страх; они не могут избавиться от него,
поскольку страх предвосхищает окончательное “отсутствие пространства”,
которое подразумевается в конечности
Пауль Тиллих

Уныние

«Любостяжательный, понеся утрату, горько печалится,
а презревший имущество беспечален.
Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие,
а смиренномудрый принимает его как сотоварища"
Св. Ефрем Сирин

Уныние есть самое безрассудное чувство,

ибо оно направлено на прошлое,

которого невозможно ни вернуть, ни поправить,

и пренебрегает будущим,

убивает искать охоту улучшения нашей участи.

Даниель Дефо



И снова для начала - что предлагают нам словари?

Толковый словарь Ушакова: Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль.

Словарь Ожегова: Безнадёжная печаль; гнетущая скука.

Толковый словарь русского языка Кузнецова: Мрачное, подавленное состояние духа; чувство тоски, печали, скуки.

Полный церковнословянский словарь: удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения.

Православный энциклопедический словарь: тягчайший грех, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества.

Уныние Давид называл "бесом полуденным" (Псалм 90), поскольку он одолевает человека именно днем, когда необходимо вершить дела и трудиться физически и духовно. Уныние по христианской традиции относится к одному из семи (или восьми) смертных грехов (или страстей):

• Gula (чревоугодие)
• Fornicatio (блуд)
• Avaritia (сребролюбие)
• Ira (гнев)
• Tristitia (печаль)
• Acedia (уныние)
• Vanagloria (тщеславие)
• Superbia (гордость)

Я, как психиатр, разумеется не могу отрицать того, что человек может быть подвержен болезненной депрессии, требующей врачебного вмешательства. Но с точки зрения бытийной, в большинстве случаев человек имеет достаточно оснований и внутренних ресурсов, чтобы не впадать в уныние или выйти из него без помощи лекарств. Именно поэтому я уделяю чувству уныния столько внимания и, рассматривая его, предоставляю слово, главным образом, служителям Бога.

Преп. Иоанн Лествичник: Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерден и нечеловеколюбив...

Свящ. Николай Гумеров: Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением.

Святитель Феофан Затворник: уныние есть скучание за всяким делом, желание бросить делание...

 

ПРОЯВЛЕНИЯ УНЫНИЯ

Признак уныния - мрачное состояние духа. Как говорится в 118 псалме Давида, "воздремала душа моя от уныния" (Пс. 118, 28). "И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время, - подтверждает Иоанн Кассиан, - ибо душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами».

Святитель Тихон Задонский подмечал, что с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит». И правда, если, например, грусть и тоска в состоянии мотивировать человека на поступки, способные изменить неблагоприятную ситуацию, то уныние не имеет мотивационной силы.

При этом, по словам Св. Иоанна Кассиана, "уныние проявляется ленью в одних делах (делать, что должно) и суетливлостью и неустанностью в других... Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает".

"По временам человек чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя" (Св. Иннокентий Херсонский).

Иоанн Кассиан: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу».

Прот. Сергей Филимонов перечисляет ряд признаков уныния:

"Человек, который не страдает унынием, есть человек внутренний... Человек духовно здоровый пребывает внутри себя, следит за собой, а не за другими людьми"...

Человек, который страдает страстью уныния, есть человек внешний, распыленный и смотрящий за другими людьми... Таковой человек постоянно пребывает вне себя...

Уныние может проявляться суетностью: человек постоянно мечется, он все время в телесном служении, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное движение сердца, оказывается, что на это у него нет никаких сил...

Унылый человек живет в будущих делах, которые еще не сделал, и неизвестно, сделает ли...

Уныние подучает к странноприимству. То есть унывающий любит приглашать гостей к себе домой и принимать их там, любит и сам ходить по гостям...

Унывающего тянет посещать больных и немощных. Когда человеку необходимо свои семейные обязанности исполнить или сделать какую-то свою работу, он готов лучше помогать другим, выходить на любые послушания, делать чужие важные дела, забывая о том, что прежде всего надо разобраться с собственными неотъемлемыми обязанностями на работе и в семье...

Будучи малодушным, унывающий сам утешает малодушных. То есть человек, который страдает страстью уныния, проявляет себя тем, что старается постоянно кого-то опекать, наставлять, постоянно кому-то давать какие-то советы...

Унывающий замечает грехи других и мало видит собственные грехи...

Уныние - такое состояние сердца, как надсадность, поспешение; сердце внутри нетерпеливо, в нем нет тишины, нет мира, нет спокойствия, в сердце будто какой-то кол стоит..."

Василий Львов отмечает, что "уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется... В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого"...


ПРИЧИНЫ УНЫНИЯ

Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "в основе всех «выгораний», в основе любого уныния, которые испытывает человек, лежит то, что его сердце во время повседневной жизни далеко отстоит от Бога". Это причина рассматривается всеми религиозными деятелями и философами, в качестве основной.

Далее он пишет, что уныние "рождается от того, что противно (беды, огорчения)". Уныние может быть вызвано продолжительной скорбью, которую человек пытается побороть "подручными средствами". Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает, что бегство в земные развлечения "только заглушают, но не истребляют скорбь: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою». Св. Иннокентий Херсонский: "Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки"...

Тщеславие и гордыня лежат в основе уныния, которое является следствием неудовлетворения самолюбивого пожелания, неисполнения желаний. Так, ощущение собственного бессилия подрывает самолюбие человека, его уверенность в собственном всесилии. Также в уныние может привести и зависть другим, имеющим больше и живущим лучше.

Причин оскорбленного самолюбия много, главная же причина (можно сказать, причина причин) состоит в том, что что-то происходит не так, как человек себе представил. И он считает это личным оскорблением (ведь штурвал не слушается его, и корабль его летит совершенно в другом направлении) и человек будет разозлен на целый свет. Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "унылость души бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает уныние".

Любое событие в жизни несет возможность постижения смыслов, познания самого себя и совершенствования своих лучших качеств. Если же человек воспринимает нежелательные события как несправедливость, то он впадет в гнев. Если нежелательные обстоятельства не поддаются его контролю, то постепенно уныние пробивает себе дорогу.

Потеря ощущения осмысленности жизни также ведет к унынию. Это может быть смерть значимого близкого, вокруг которого человек выстраивал свою собственную жизнь. Невозможность осуществления значимой деятельности (например, в силу болезни или ухода на пенсию) также способна лишить жизнь смысла. Кроме того, "перестав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою" (святитель Иннокентий Херсонский).

Пессимизм, вызванный, например "галактическим" взглядом на мир, когда все земные дела кажутся из космической и вечной перспективы такими мелкими и жалкими, делает существование человека лишенным смысла.

Безрадостные и тяжелые мысли о мировой несправедливости, о царящем по всей земле горе, о войнах, грозящих принести несчастья отражают страх человека перед лицом бесстрастной и жестокой судьбы и вызывают уныние от безысходности.


ВЫХОД ИЗ УНЫНИЯ

Важным условием выхода из уныния (как и профилактикой отчаяния) является стремление использовать любую ситуацию для внутреннего роста и совершентствования. "Если случится с тобою огорчение, то потерпеть его — не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении, - говорит Св. Ефим Сирин, - услышал неприятное слово — и скорбишь. Но если право уязвлен ты словом, радуйся, что уязвлен для вразумления, и постарайся исправиться в своем падении".

Главное противодействие унынию, по словам Св. Иоанна Кассиана будет: "не уступай, сиди за делом... От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия... Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь...".

Выйти из уныния помогает великая цель, к которой человек может стремиться, в достижимость которой он верит и во имя которой готов переносить трудности, неприятности, боль. Подобная цель должна находиться вне ситуации и вне самого человека (например, дело жизни, творчество). Религиозная традиция такой целью считает спасение души и вечную жизнь в Боге.

Одним из первых шагов для выхода из уныния будут терпение и безропотное принятие страданий, попытка открыть смысл, который несет в себе любое событие собственной жизни.

Главный враг уныния, по словам Иоанна Лествичника, есть помышление о смерти. Конечно, здесь имеется в виду не желание себя убить, а осознание того, что смерть ставит предел нашему бытию, за которым мы уже не можем ничего исправить. Пока же мы живы, мы в состоянии совершать поступки, которые соответствуют нашей совести и помогают раскрывать наши задатки. Человек же, от уныния склонен к бездействию, потому-то к унынию по христианской традиции приравнивается ЛЕНЬ.

Уныние, сопровождаемое длительным плохим настроением, ощущением безрадостности, заторможенностью, снижением работоспособности, нежеланием что-либо делать, может (в отличие от тоски и грусти) отражать предрасположенность человека к депрессивным реакциям.

В наиболее выраженном своем проявлении уныние может проявиться депрессией, характеризуемой двумя или более основными симптомами (подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил») и двумя или более дополнительными симптомами (пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание). Так называемая эндогенная депрессия вызвана расстройством обмена веществ в мозгу (в частности, серотонина, норадреналина, допамина), поэтому в ряде случаев будет необходим прием антидепрессантов, нормализующих баланс этих веществ. Поэтому не лишним будет при сильно выраженном унынии (особенно при наличии мыслей о самоубийстве) обратиться к врачу.

Уныние может явиться следствием погруженности в "негатив", которая имеет место в рамках ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ как распространенной попытки ухода от тревоги...

.
Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?