quote Самоактуализация - это не миг, когда нас озаряет высшее блаженство,
- это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд
маленьких достижений. Самоактуализация - это не конечное
состояние, но сам процесс воплощения присущих
индивиду возможностей в действительность
Абрахам Маслоу

Коротко о лени

"Единственная проблема поведения состоит в том,
чтобы объяснить отсутствие активности,
а не активность"
Д. О. Хебб

Толковый словарь Ушакова определяет лень, как "отсутствие желания работать, нелюбовь к труду" а Владимир Даль - как " неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству".

Лень, приравниваемая к УНЫНИЮ, считается в христианской традиции одним из "смертных грехов".

То есть, изучая сложившую практику трактовки понятия "лень", складывается впечатление, что лень - это активный выбор человеком ничегонеделания. Просто захотел человек - и стал "ничегонеделать". Постараемся рассмотреть, настолько ли однозначную группу явлений описывают люди словом "лень"...


***


Активность присуща живому!!! Рассматриваемые в этом разделе механизмы совладания с тревогой предполагают определенный уровень активности человека. То есть, человек предпринимает какие-то шаги, совершает какие-то поступки, добиваясь достижения целей, которые он перед собой поставил. Мне могут возразить, что бывает немало случаев, когда человек совершает какие-то действия, чтобы достичь цели, поставленные кем-то другим (будь то начальник, супруг, родитель). На это я отвечу следующее: человек, даже действуя под принуждением, все же ставит себе цель своей деятельности сам.

Например, будучи подвергнут наказанию подневольным трудом, человек может решить работать, чтобы избавиться от наказания, чтобы заработать свою пайку, чтобы выжить и пережить этот отрезок своей жизни - все это СМЫСЛЫ текущей ситуации невольника. Главной целью может быть стремление стать снова свободным и осуществлять уже другие смыслы. Однако в рассмотренных условиях рабской повседневности человек будет осуществлять некую активность, уровень которой должен удовлетворять надсмотрщиков и начальников.

Здесь мы как раз приближаемся к одному из аспектов понятия лени. А именно - лень с точки зрения другого человека. Активность человека в том или ином направлении может быть желаема другим человеком. Этот другой ожидает от человека не только достижения определенных результатов, но и нередко определенного темпа и задора при выполнении заданий. Несоответствие активности человека этим ожиданиям будет трактоваться как леность: отлынивает от работы, работает вяло и без энтузиазма, качество явно хромает.

С точки зрения самого человека это неделание или делание без рвения будет объясняться отсутствием интереса, ощущением бессмысленности и СКУКИ. Возможно, человек протестует таким образом против того, что кажется ему не соответствующим его ЦЕННОСТЯМ. Или он пытается выкроить время для того, чтобы посвятить его тем занятиям, которые и составляют глубинный смысл его жизни. Немало примеров дает нам советская история, когда образованные и интеллигентные люди бросали свою работу, где они ощущали себя "винтиками", где с них требовали не столько дела, сколько "одобрямс", где мерилом качества была тоталитарная идеология. Пока они там отбывали свое время, они были в глазах начальства не только диссидентами, но и лентяями. И они уходили - в дворники, в истопники, где могли более-менее свободно думать, читать, писать...

А может быть человек находится во власти тревоги или страхов, которые сдерживают его активность, делают его рассеянным и напряженным. Отсюда - потери в темпе и качестве, которые трактуются при взгляде извне как лень.

Работая в группе человек, при отсутствии обратной связи с другими членами коллектива, которые в той или иной форме оценивают его работу и вклад в общее дело, будет (в основном - если работа его не закватывает и лишена для него смысла) вносить все меньший вклад, стремясь как можно меньше усилий прикладывать к тому, что ему не интересно. Если же работа для человека имеет смысл и интересна ему не только во имя результата, но, скорее, даже ради самого процесса, то он будет выполнять ее "не за страх, а за совесть".


***


Еще один аспект лени (при взгляде со стороны) отражает стремление человека к достижению результата с помощью наиболее экономичных методов. То есть таких методов, которые быстрее и с меньшими издержками (например, с меньшей затратой сил) позволяют человеку разделаться с работой. Ревностному наблюдателю может показаться, что человек ленив, поскольку он, в то время, как другие кропотливо выполняют свои задания, занимается какими-то посторонними вещами. А эти "посторонние" вещи, может, весьма интересные и осмысленные занятия, размышления о важном.

Такова лень с точки зрения «экономии ресурсов»: не делать больше, чем необходимо, если нет особой нужды "выкладываться" и/или если условия позволяют. Думаю, что величайшие открытия человечества возникли как раз от такой "лени" и из таких "посторонних" занятий. С этой точки зрения лень можно рассматривать как один из важнейших мотиваторов и двигателей прогресса.


***


Теперь обратимся к лени с точки зрения самого человека. Абрахам Маслоу подчеркивает, что человек делает спонтанно то, что ему делать следует. Причем делает это  легко и непринужденно, с удовольствием. Причина этого - в единстве между мыслью и действием, в соответствии целей внутренним ценностям, в осмысленности деятельности.

Принуждение же себя к действию указывает на определенный конфликт мотивов, пишет Абрахам Маслоу. Иные конфликты могут блокировать активность человека, выражаясь в том, что он не будет делать то, что ему следует делать. Конечно, здесь следует говорить не о лени, а об определенной растерянности человека, о состоянии, когда он потерял из виду цели и смыслы своей жизни, или когда он обеспокоен какими-то ожиданиями или опасностями (надуманными или явными).

Вплотную к этой категории примыкает и другая лень, о которой часто говорят учителя в школах. Дескать, ученики, хоть убейся, ничего не хотят делать - такое поколение оболтусов растет. Но дело здесь не в лени, а в отсутствии ИНТЕРЕСА. Многочисленные исследования, пишет Эрих Фромм, "свидетельствуют о том, что дети и подростки ленивы потому, что изучаемый материал преподносится им в сухой и скучной форме и не может вызвать у них настоящего интереса; если же устранить принуждение и скуку и преподнести материал в живой, интересной форме, они обнаруживают необыкновенную активность и инициативу".

Если человек так и не находит себе осмысленного применения в тех условиях, в которых он вынужден жить, растерянность сменяется апатией и сниженной самооценкой, ощущением полной бессмысленности. Так, Абрахам Маслоу отмечает, что у людей с достаточно развитым интеллектом одна лишь необходимость прозябать на скучной, тупой работе проявляется патологической симптоматикой: "апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.".

***

 

Еще одна причина "ничегонеделания" - это отчаяние оттого, что активность человека, попытки совершить то или иное осмысленное действие, натыкаются на запреты, на сопротивление среды. Отчаяние от осознания собственного бессилия. В таких случаях человек может существенно сузить круг своей активности, ограничившись лишь самым необходимым. Со стороны, конечно, может показаться, что человек полностью лишен инициативы и интереса к занятиям, так что ярлык "ленивый" он заслуживает вполне.

Человек, которого никто и ничто не заставляет извне, который предоставлен самому себе, тоже может, вроде Обломова, страдать от подобных симптомов. Это связано с тем, что он не видит смысла в каких бы то ни было занятиях, которые окружающие считают полезными. Те же окружающие, как правило, считают, что человек должен посвящать себя этим занятиям. А кто отлынивает - тот лентяй.

Когда человек находится в ожидании неких важных для себя событий (неважно, позитивных или негативных), то нередко он просто не сможет сосредоточиться на каких-то текущих делах - мыслями своими он будет совсем не здесь. Его ФОКУС ВНИМАНИЯ смещается в ожидаемое будущее.

Многим  свойственно откладывать на потом, отодвигать постоянно неприятные дела и размышления. Эта склонность обозначается термином "прокрастинация". Причинами ее являются тревожность, связанная с неопределенностью последствий этих дел (ТРЕВОГА ОТВЕТСТВЕННОСТИ), негативные ОЖИДАНИЯ или уже упомянуто выше протестное поведение. Как правило, сделав первый шаг, человек погружается в осмысленную деятельность и забывает о своих страхах. И от лени не остается и следа. В литературе описано немало способов, как избавиться от "прокрастинации".


***


Походить на лень может и "покой" в результате удовлетворенности потребностей, когда человек не испытывает ни в чем нужды, когда ничего уже не хочется: все достигнуто - и баста. Человек наслаждается этим покоем, казалось бы, его ни на что уже не подвигнуть, такого лентяя. Однако потребности не дремлют, в частности, потребности в любви, в самоактуализации, в познании. И "лени" - как не бывало.


ЛЕНЬ В ФАНТАЗИЯХ И СКАЗКАХ

Альфред Адлер, говоря о "комплексе превосходства", являющемся одной из движущих сил становления человека, приводит в пример так называемых "ленивых детей":

"Недостаток у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения. Но и у них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет их говорить: «Если бы я не был так ленив, я мог бы стать президентом». Их развитие и стремление, если можно так сказать, относительны. Они высокого мнения о себе и придерживаются представления о том, что могли бы многое совершить и принести немало пользы, "если бы…"!!! Конечно же, это — ложь, выдумка, но все мы знаем, что человечество очень часто удовлетворяется выдумками. И это особенно справедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуются фантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать трудностей. И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле".

Здесь мы имеем дело с ТЩЕСЛАВИЕМ, при котором человек ради защиты от фрустрации своего ИДЕАЛЬНОГО Я идет на самообман - то есть не оценивает себя и свои возможности реально и не прилагает силы к достижению желанных целей из опасения краха фантастических представлений о самом себе вследствие неудачи.

Человек, который озабочен удовлетворением своих потребностей низшего уровня (чаще всего это имеет место, когда он долгое время страдал от дефицита и хронической неудовлетворенности этих потребностей) будет в своих фантазиях представлять себе чудесные картины, когда без особых трудов и усилий он получает все, что душеньке угодно. Недаром многие герои народных сказок получают все либо по щучьему велению, либо призвав на помощь еще какие-то волшебные силы.

Другой причиной подобных фантазий может быть страх, который человек испытывает в связи со своими желаниями. В фантазиях он получает все желанное как по мановению волшебной палочки.

И, наконец, человек, который вынужден много времени и сил тратить на неприятную ему работу, чтобы заработать на хлеб свой насущный, может страдать от того, что подобные заботы отвлекают его от чего-то для него чрезвычайно важного, от того, что он считает делом своей жизни. Например, человек фантазирует, что вот, если бы все само собой получилось, если бы денег у него было в избытке, если бы он не должен был заниматься такой скучной работой, то он написал бы свой роман, или картину, или кантату. Но, часто бывает так, что роман, который не был написан в "трудные" годы, оказывается ненаписанным и тогда, когда человек получил таки возможность не ходить на ненавистную работу.


ЛЕНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ БОЛЕЗНИ

Депрессии, различные физические заболевания могут существенно снижать энергетический уровень человеческой воли. Угасают желания или многое, чего человек желал бы, оказывается недосягаемым. Человек не в состоянии осуществлять многое из того, что легко давалось ему раньше. Он отходит от общения, сокращает контакты с людьми, замыкается в четырех стенах. И бесполезно взывать к его совести или другими способами стараться подвигнуть его на активность, потому что это не лень - это болезнь.

Попытки замещения осмысленности жизни "СУРРОГАТАМИ СМЫСЛОВ" (алкоголь, наркотики), приводит к быстрому эффекту: сиюминутное ощущение счастья и гармонии с миром. Однако это чувство сменяется столь же быстро разочарованием и депрессией, требующими все новых возлияний, впрыскиваний или воскурений. На все другое постепенно не остается ни времени, ни сил, ни здоровья. Так формируется известный нам еще с советских времен "тунеядец".


***


Итак, этот короткий обзор показывает нам, что лени как таковой, как ее понимает обыденное сознание, пожалуй, и нет. Есть лишь отсутствие позитивной мотивации (чаще всего отсутствие позитивного и мобилизующего ОБРАЗА БУДУЩЕГО или СМЫСЛА), когда человек, по сути, не может поставить себе ЦЕЛИ и не в состоянии ответить на вопрос: "а ради чего я должен это делать?".  Или имеются непонятные стороннему наблюдателю МОТИВЫ поведения, которые могут трактоваться как лень. И есть масса других причин (внешних и внутренних), которые не дают человеку проявить свою ВОЛЮ.

К чему все это я рассказал? Да к тому, что надо не осуждать огульно своего ближнего, а стараться разглядеть, что движет человеческим поведением, и, если есть возможность - помочь человеку разобраться со своими чувствами, желаниями, ценностями и смыслами. И, может быть, помочь ему "сделать первый шаг" на пути к намеченным, но откладываемым целям, или найти альтернативные осмысленные дела, которые не требуют чрезмерных затрат сил и времени, а по плечу человеку в его теперешней ситуации.