„ПОНИМАНИЕ“
Пытаясь ответить на вопрос, „когда человек ощущает, что другой его понимает?“, разбирая различные варианты ответа ниже, я часто беру слово "ПОНИМАНИЕ" в кавычки. Я хочу этим подчеркнуть, что понимание является, скорее, лишь приближением к пониманию, а чаще лишь ощущением понимания. Более подробно аспекты понимания мы рассмотрим в других статьях.
ОЩУЩЕНИЕ ПОНИМАНИЯ КАК ОТВЕТ (ЖЕЛАЕМЫЙ ИЛИ ОЖИДАЕМЫЙ) НА ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ
Если в ответ на „инструментальное говорение“ другой делает то, о чем его просили, то человек может заключить, что его поняли правильно. Такое „понимание“, конечно, краткосрочно, потому что оно не выходит за временные пределы переживания потребности или удовлетворения желания. Воодушевление, вызванное этим, быстро рассеивается, и ощущение понимание забывается – до следующего раза.
Бывает и „упреждающее“ понимание, когда другой по собственной инициативе поступает так, чтобы сделать человеку приятное, удовлетворить его текущие потребности (не всегда осознавая это).
Ожидаемая реакция на такое понимание – благодарность. Но, увы, это случается далеко не всегда. Нередко человек принимает все не как дар, а как само собой разумеющееся. При этом аппетиты могут еще больше расти, а ожидания становиться все более требовательными. В результате недополучение того, что человеку „нужно“ будет восприниматься как непонимание и вопиющее безобразие, что может стать источником конфликтов, которым суждено будет еще больше разгараться.
ОЩУЩЕНИЕ ПОНИМАНИЯ КАК РАЗДЕЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Когда человек видит, что другой имеет похожую точку зрения на те или иные вопросы или поступает аналогично в похожих ситуациях (что может отражать опору на аналогичные ЦЕННОСТИ), то он будет чувствует себя понятым в общении с этим другим. Удовлетворенность от такого „понимания“ будет более мосшной, чем в предыдусшем случае. И тем будет полнее наша удовлетворенность, чем больше реализуются ожидания того, что другой разделит наши ценности.
Хочу оговориться, что я имею в виду не только некие основополагающие ценности, но и все, что человеку дорого и важно, будь то его отношение к каким-то людям, идеям, занятиям или его интересы. Пренебрежение другого к важным для человека вещам создает ощущение непонятости или неприятия.
ОЩУЩЕНИЕ ПОНИМАНИЯ КАК ПРИНЯТИЕ
Когда другой приветствует некие заслуги или качества человека, хвалит его за это и дарит ему тем самым признание и расположение, то человек чувствует себя принятым. Важно при этом, что человек сам видит и ценит в себе то, за что его принимают. В противном случае человек будет ощущать себя непонятым или недостаточно понятым.
Безусловное принятие значит гораздо больше. Принятие ИДЕНТИЧНОСТИ человека, принятие его таким, каков он есть, – это, как говорится, принятие человека „со всеми его потрохами“. Такое принятие отражает совершенно иной уровень отношений. Подобное принятие является основой ДИАЛОГА между двумя людьми (общения на уровне Я и ТЫ, а не Я и ОНО).
ОЩУЩЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И „ДАВАНИЕ ТЕПЛА“
В отношениях одной из важнейщих целей является получение тепла от другого. В идеале, конечно, важно, что бы игра велась не в одни ворота – чтобы осуществлялся более или менее равноценный обмен душевной теплотой, сердечностью. Но в любом случае, получающий тепло будет чувствовать себя понятым. В немалой степени потому также, что это будет соответствовать его (даже невербализованным или невербализуемым) ожиданиям, часто неосознанным потребностям и желаниям.
ОЩУЩЕНИЕ ПОНИМАНИЯ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМПАТИИ
Мотивации и потребности человека (также и бессознательные или недоосознаваемые) могут получать ответ со стороны другого, который – в меру своего видения и представлений о том, что человеку может быть необходимо – совершает соответствующие поступки. При этом этот другой чувствует, что он понимает объекта своих действий. А сам человек, в зависимости от „попадания“ или „непопадания“ в цель будет чувствовать себя „понятым (см. „упреждающее“ понимание, которое мы разобрали выше).
Нередко, правда, мы уверены в том, что чувствуем или знаем, что нужно другому, и стараемся дать ему это (словом ли, поступком ли) – а адресату это не то что не нужно, но и кажется навязчивым или обременяющим. И ощушение непонимания будет индикатором того, что что-то делается или говорится не так.
ПОНИМАНИЕ И ЭВФЕМИЗМЫ
Так называемая политкорректность требует именовать те или иные категории людей или явлений иначе, чем было принято до этого, потому что эти общепринятые определения стали восприниматься какой-то группой людей как обидные или оскорбительные.
Эвфемизм (замена какого-либо высказывания, которое может быть обидным, невежливым или по другой причине неприемлемым) должен быть не только “политкорректным”, но И общепонятным в данном кругу. Например вместо “выйди, я должен поговорить с этим человеком” говорится “не могла ли ты приготовить нам кофе”. Или вместо “да пошла ты, как ты меня достала” говорится: “извини, мне надо пойти поработать” (см. эпизод из фильма “Сны”). Для тех, кто, что называется, “в теме”, не будет особых проблем в “расшифровке” таких завуалированных высказываний. А для тех, кто не в теме – что ж, пусть принимают за чистую монету. Главное – результат, то есть желаемое действие с их стороны.
Правда, потом могут возникнуть недовольства и обиды. Но это уже другая задача для “человека говорящего” - как разрулить это недоразумение.