quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Позитивные аспекты шизоидной структуры личности

Позитивной стороной людей, имеющих шизоидную структуру личности, является, по словам Фрица Римана, прежде всего, их суверенность и независимость, мужественность в отстаивании своей автономии и индивидуальности.

Далее Фриц Риман приводит положительные аспекты шизоидной организации личности, проявляющие себя в различных областях жизни:

"В искусстве их интересы, в большинстве своем, направлены на абстрактное; они пытаются выразить свои сложные внутренние переживания символически и таинственно; некоторые из них становятся острыми критиками, сатириками и карикатуристами. Их стиль – своеобразие, противопоставленность общепринятым мнениям, оригинальность во что бы то ни стало и, иногда, пророчествование.

При своей независимости они не склонны работать в угоду публике и при этом, выражая общечеловеческие закономерности, открывают новые пути развития искусства. Они часто схватывают психологическую атмосферу вещей, проясняют невысказанное и выделяются в тех областях, где другие ничего не усматривают или которых избегают.

Им свойственны острая наблюдательность, аффективно холодная деловитость, критический, неподкупный взгляд на действительность, способность к объективному отражению фактов без смягчения и украшательства. Они лишь в незначительной степени ограничивают себя общепринятыми традициями и догмами и, будучи независимыми, берут на себя ответственность за рискованные, ранее не испытанные действия.

Лишенные сентиментальности, они ненавидят все неустойчивое, непонятное и чрезмерно аффектированное. Они защищают свою убежденность и бескомпромиссность и на любой случай имеют свое особое мнение.

Ситуация, в которой они оказываются, заставляет их получать знания и переходить за границы, в рамках которых остаются респектабельные граждане. Когда их эмоциональная жизнь не обеднена (чего следует ожидать при их сдержанности). Такие люди являются очень дифференцированными сенситивными людьми, питающими глубокую антипатию ко всякой банальности и пошлости.

Их отношение к религии носит, большей частью, скептический, даже циничный характер; они остроумно высмеивают «бессмысленность веры», критически относясь к ритуалам, традициям и другой «формалистике». Они вообще охотно лишают колдовского очарования и разоблачают все, что имеет ореол таинственности, безо всякой почтительности относятся к необыкновенным явлениям, объясняя их с точки зрения современной науки. С полной убежденностью они рационализируют все, что связано с недостатком информации, получаемой органами чувств, так что их суждения не вызывают дискуссии. Однако часто кажется, что эти установки относительно религии и веры являются своеобразной профилактикой разочарований.

Они предпочитают не верить, чтобы не разочаровываться, и тайно ожидают «доказательств», которые могли бы их переубедить".

Если такие личности способны пережить и преодолеть свой страх, они могут достичь высшей степени гуманности и человечности".

Поэтому, если человек преодолеет свой страх, то он может заставить свои одиночество и незащищенность играть позитивную роль. Ведь, как утверждает Фриц Риман, они делают его "свободным от традиций и привязанности к прошлому, ограничивающих кругозор тех, кто связан с традициями". То есть, то, что человеку мешало жить (его резкая отграниченность от "других") ставится ему на службу, помогая ему не только быть больше самим собой, но и на новой уже основе вступать в отношения с другими людьми - не пренебрегая этими отношениями, не уходя полностью в свою капсулу.

Люди с шизоидной личностной структурой способны, согласно Кенигу, видеть сущность другого человека. Это, по сути, полезное качество может все же существенно портить отношения между людьми. Так, например (если механизмы сдерживания не включаются в достаточной мере) с человеком будут обходиться так, будто его скрытая агрессия проявляется явно. Это может переживаться другим как бестактность или абсурдность в отношении него. Но над механизмами сдерживания можно, конечно, работать.

Работать надо также и над тем, чтобы как это, так и все описанные выше положительные качества, могли бы максимально проявиться.