quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Фундаментальные решения как фактор роста

Как мы уже видели, именно подход человека к собственной идентичности с позиции ОБЛАДАНИЯ делает его жизнь столь проблематичной. Ведь угроза потери или изменения одной или многих составляющих идентичности вселяют в человека сильнейшую тревогу, сравнимую по интенсивности и значимости с тревогой смерти.

Общее условие для преодоления тревоги небытия во всех ее аспектах (как тревоги смерти, так и тревоги потери идентичности) – это погружение в бытие, ибо только в МОДУСЕ БЫТИЯ все фундаментальные решения, направленные на совладание с тревогой, будут одновременно способствовать личностному росту и самоактуализации.


ОТНОШЕНИЯ

Фриц Риман отмечал, что агрессивность у людей, склонных к тревоге потери "Я",  возникает тем легче, "чем больше окружающие проявляют по отношению к ним симпатии и других позитивных чувств". Однако длительные доверительные и доброжелательные отношения, полные симпатии, способны изменить в какой-то мере установку подобных людей и способствовать их интеграции в полноценные межчеловеческие отношения.

Идеальными, конечно, являются искренние и партнерские отношения, максимально возможная открытость партнеру. Этого, конечно, не всегда возможно достичь в полной мере. Ведь те, кем движет тревога потери идентичности, как отмечает Фриц Риман, "могут находиться среди других людей только при условии эмоциональной обедненности и холодности".

Однако возможно стараться принимать другого человека с позиции принципа реальности и, невзирая на страх погружаться (насколько это возможно полно) в отношения. Ведь чрезмерная изоляция, подпитываемая страхом перед "другими", может привести к человеконенавистничеству. Поэтому важно поддерживать даже самые слабые собственные стремления к близости.

 

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ

Веря в свои способности и возможности, человек может убедиться, что он в состоянии преодолеть свою судьбу, что он – кузнец своего счастья. В таком случае свою отделенность от других людей, свою свободу от связей с ними и (нередко) с миром человек будет переплавлять в поиск внутреннего и внешнего мира, но не с позиции отказа от борьбы и стремлений ("свободы ОТ" - других людей и от мира). Он выбирает "свободу ДЛЯ" - для достижения целей, лежащих в этом мире (мире других людей).

Как отмечает Карен Хорни, для таких людей важно заняться собственным делом. Они могут бунтовать против ожиданий других людей, протестовать против них, даже саботировать такую работу, которая ограничена какими-то рамками, ради возможности делать то, что им нравится.  Настоящее я таких людей "достаточно живо, чтобы расти в условиях большей свободы, - пишет Карен Хорни, - такое развитие может дать им возможность для конструктивной работы, для творческого самовыражения". Если работа их захватывает, то она способна превращаться как бы в хобби.

 

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ

Поиск ценностей и смыслов, лежащих вне человека, будет иметь результатом их интеграцию в систему его внутренних ценностей. В частности, принятие ценности свободы и индивидуальности каждого человека будет означать признание и приятие идеи, что "другой" - не враг, а такой же человек как ты сам, и что он имеет такое же право на равную с твоей свободу и справедливое отношение.

 

СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЕ

Укрепление чувства самоценности, основанное на реальных способностях и возможностях, совершенствование способности оценивать внутреннюю и внешнюю реальность возможно лишь в модусе бытия. Результатом будет принятие себя, своей сущности с перспективы перманентного процесса перемен, реализации и развития своих задатков.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

При осуществлении выборов и поступков человек встает на позицию принципа реальности и честности для оценки ситуации и людей. При этом человек может продолжать жить без иллюзий относительно мира и людей, но это будет уже не ощущение безысходности, а активная позиция с убежденностью в том, что люди имеют право быть другими, и что он сам в ответе за все, что с ним происходит.

Принятие мира и людей такими, как они есть, будет иметь следствием отказ от поиска в событиях и поступках других людей особых значений (намерений, якобы специально направленных против тебя). Он выбирает позицию ТЕРПИМОСТИ в отношении других людей.