Свобода как сознавание себя и мира
Ролло Мэй видел в качестве не только центральной, но и определяющей характеристики свободы „способность человека сознавать себя как обладающего миром и связанного с этим миром“. По определению Курта Гольдштейна сознавание является способностью человека выходить за пределы непосредственной конкретной ситуации, жить в рамках возможного.
Способность к сознаванию, по словам Ролло Мэя, лежит в основе широкого спектра возможностей человека, касающихся его мира, и она же составляет основу психологической свободы, наделяет человека способностью быть субъектом, противостоящим миру.
Осознание самого себя позволяет человеку увидеть и внутренние ограничения, основанные на прежних страхах, вытесненных в подсознание конфликтах и вырывающихся из бессознательного импульсах. Эти внутренние препятствия делают человека своим рабом, управляя его поведением, - даже если человеку кажется, что он поступает свободно и сам осуществляет выборы.
Человек является, по мнению Ролло Мэя, как активным субъектом, так и пассивным объектом. Как активный объект, человек способен принимать решения и действовать вопреки данностям ситуации, собственными руками воздействовать и на свой мир, и на самого себя. Как пассивный объект, человек подвержен влиянию внешних и внутренних сил, зависим от всевозможных внешних и внутренних факторов и влеком ими.
Между этими состояниями и колеблется сознание человека, словно прожектор освещая „пространство свободы“. Свобода, считает Ролло Мэй, заключается не в способности быть все время активным субъектом, а в способности осознавать, переживать себя либо в качестве активного субъекта, либо пассивного объекта, то есть "свободно выбирать для себя нужное состояние" - в зависимости от необходимости текущей ситуации.
Это "пространство свободы" (это бытие между двумя состояниями) дает человеку возможность решать, в какой роли выступать и что и как ему делать в конкретной ситуации, опираясь на свои ценности и смыслы. Смена перспективы во взгляде на мир и на самого себя (взгляд на мир изнутри или на себя со стороны) делает человека более гибким и дает ему больше свободы в осознании самого себя и своего места в мире.
Другим важным условием свободы является осознание детерминированности своей ситуации в мире рамок и ограничений (как внешних, так и внутренних). До тех пор, пока человек не осознает свое место в этом мире, полном ограничений и условий, определяющих дальнейшее развитие событий, он будет бояться этого мира возможностей и необходимости выбора. Этот страх будет делать человека рабом своего мира. По словам Ролло Мэя, человек становится более свободным "по мере того, как он начинает лучше сознавать бесконечные детерминирующие его силы" и то, что он сам со своим сознанием и его мир связаны между собой неразрывными узами.
Д.А. Леонтьев утверждает, что осознание факторов, влияющих на поведение человека, является для него решающим в освобождении от их влияния. Однако, подчеркивает он, "речь идет об осознании не только того, что есть, но и того, чего пока еще нет, – осознании имеющихся возможностей, а также предвосхищении вариантов будущего... Я не могу быть свободным, если не осознаю силы, влияющие на мои действия. Я не могу быть свободным, если не осознаю имеющиеся здесь-и-теперь возможности для моих действий. Я не могу быть свободным, если не осознаю последствия, которые повлекут те или иные действия. Наконец, я не могут быть свободным, если не осознаю, что же я хочу, не осознаю моих целей и желаний".
Осознание своих потребностей и ценностей делает человека свободным в мире необходимостей. Своим свободным решением человек детерминирует свое будущее, то есть создает условия, которые делают необходимым и возможным наступление того или иного события.
Эрих Фромм подчеркивает, что ясное осознание ситуации "благоприятствует свободе выбора, принятию решения в пользу лучшего, а не худшего, даже когда иррациональная склонность более сильна". При этом речь идет, как пишет Фромм, о следующем:
- об осознании того, что хорошо и что плохо;
- об осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;
- об осознании сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, то есть об осознании собственных неосознанных желаний;
- об осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;
- об осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;
- об осознании того, что осознание, как таковое, нам не поможет, если оно не идет рука об руку с желанием действовать, с готовностью взять на себя боль и лишения, неизбежные, если действовать наперекор своим страстям.
Как указывал Ролло Мэй, человек - „не только продукт своей истории, но обладает также способностью сознавать себя и свою историю“. Свободный человек может разрывать причинно-следственные цепочки, сбегающиеся к нему в ФОКУСЕ ЕГО БЫТИЯ. Он сам может становиться причиной перемен, если он осознает свои стремления, ресурсы и внутренние ограничения, а также объективные условия и реальные возможности для своих выборов и поступков.
Сознавая все эти обстоятельства, человек, как пишет Ролло Мэй в состоянии сделать паузу в своей реакции на внешние стимулы и кинуть свою свое решение, словно гирьку (как бы мала она ни была), на чашу весов, где находятся обстоятельства, более всего способные, по его мнению, привести его к желаемому результату.