quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

Тревога свободы и оси бытия

Свобода человека связана теснейшим образом со временем. Или, пожалуй, правильнее было бы сказать, что свобода, как бытие человека, и есть ВРЕМЯ, точнее, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ человека. Постараюсь это пояснить.

Свободный выбор представляет собой выбор изменения, а еще точнее - выбор траектории изменения, выбор пути собственного становления, по которому человек идет в БУДУЩЕЕ, к реализации собственного проекта, образа самого себя. Человек своим проектом выбирает и свое бытие, то есть каким он будет, и место, которое он будет занимать. То есть человек в своем бытии движется по ОСЯМ БЫТИЯ.

Все изменения развертываются во времени, то есть свобода буквально пронизана временем, погружена в него. Мы совершаем поступок в ФОКУСЕ своего БЫТИЯ. Но этот поступок не одномоментен, он развернут по временной оси в силу простой последовательности шагов, которые необходимы для совершения действия. Каждое мгновение обратная связь дает нашему сознанию информацию о том, как мир и мы сами реагируем на уже совершенное. И мы постоянно (хотя и часто подсознательно) реагируем на эту информацию, продолжая наше действие или корригируя его при необходимости.

Сартр так описывает мгновение: "Начало, которое дается как конец предшествующего проекта, – таким должно быть мгновение. Оно существует, следовательно, только если мы являемся сами себе началом и концом в единстве того же самого действия".

Уже совершившееся уносится в ПРОШЛОЕ, становясь состоявшимся, реализованным. Или, как говорил Киркегор, возможности оказываются материализованными. Прошлое становится тем самым уже неизменяемым, незыблемым. В этом Виктор Франкл видит ценность прошлого, которое, "потому, что в нем уже ничего нельзя изменить, составляет основу человеческой судьбы". Это именно то, на что мы можем опереться в нашем бытии, откуда можем черпать важнейший опыт, делающий нас сильнее. Прошлое - важный источник интуиции, столь необходимой для движения в БУДУЩЕЕ.

Отмечая, что прошедшее во многом определяет и объясняет настоящее, Франкл предупреждает, что никак нельзя представить себе будущее, которое определялось бы исключительно прошлым: "в этом заключается ошибка, типичная для фаталистической позиции невротика, который, вспоминая свои прошлые неудачи, заключает, что его неудачная, несчастная судьба определяет и оправдывает все его возможные будущие ошибки; ошибки прошлого должны служить плодотворным материалом для формирования более совершенного, "лучшего" будущего; из собственных промахов необходимо извлекать уроки".

Важно отметить, что наше прошлое - это то, что мы "имеем", чем мы "ОБЛАДАЕМ" в нашем сознании. По словам Сартра, прошлое человека не перестает существовать, но оно существует только как "то я, которым я больше не являюсь, то есть это бытие, которое я имею в бытии как свое, которым я больше не являюсь". Ставшие прошлыми цели человека сохраняют свое значение и смысл, но отстраняются от живого течения жизни, застывают, как вещь. Как пишет Сартр, " мертвое прошлое неотступно преследует настоящее в обличии знания".

Однако Сартр подчеркивает, что, "для того чтобы мы "имели" прошлое, нужно, чтобы мы его удерживали в существовании самим нашим проектом к будущему". То есть значение прошлого определяется именно тем, что мы всегда устремлены в будущее, к переменам. Движущей силой перемен является сознавание себя, включая сознавание и своего прошлого.

Еще одной стороной свободы является выбор, который человек делает в отношение своей собственной истории, так и в отношение прошлого вообще. Прошлое в сознании человека не является некой застывшей глыбой минувших событий. Прошлое сохраняет свою динамику благодаря тому, что человек выбирает для себя значение и смысл своего прошлого.

С одной стороны, как отмечает Сартр, "то, что есть прошлое, является определенным родом обязательства по отношению к прошлому, определенным видом традиции". С другой стороны, Сартр утверждает, что свободный выбор человека выносит решение "не только о содержании прошлого и порядке этого содержания, но также о связи моего прошлого с моим настоящим". То есть, именно свободный выбор человека определяет "силу принуждения прошлого", того давления, которое прошлое оказывает на решения и выборы человека в фокусе его бытия, и, в конце концов, на выбор человеком своего будущего.

Функция прошлого является как бы точкой отсчета и масштабом для тех изменений, которых человек хочет добиться в своем бытии своим свободным выбором. Своим выбором своего проекта, того, кем человек хочет стать, человек как бы противопоставляет себя тому, что он есть, то есть своему прошлому. Это позволяет ему, по словам Сартра, "себя измерить". Человек "выбирает себя, следовательно, без солидарности с собой". То есть человек отталкивается от своего прошлого, используя его как стартовую площадку для своей свободы в своем движении к новым проектам самого себя.

Однако для немалого числа людей, выбравших "бегство от свободы", их проект, как пишет Сартр,  "предполагает отказ от времени и тесную солидарность с прошлым: в их желании найти твердую почву они выбрали именно прошлое, как то, чем они являются, остальное есть лишь неопределенное бегство, недостойное традиции; они с самого начала выбрали отказ от бегства, то есть отказ отказываться; прошлое, следовательно, имеет функцию требовать от них верности".

НАСТОЯЩИЙ момент, фокус бытия представляют собой человеческую реальность, МАТРИЦУ СУДЬБЫ, то есть совокупность всех внешних и внутренних обстоятельств человека, которые он, благодаря выбору им цели, превращает в возможности или препятствия. Человеческая реальность, по словам Сартра, является, тем самым, "будущим самой себя", так как она показывает человеку чем он является посредствовм того, что он осознает, чем он должен стать: "именно цель проясняет то, что есть; следовательно, то, что есть, обретает свой смысл, только когда оно возвышается к будущему; то, что есть, является прошлым".

То есть в своем настоящем человек стремится в будущее, к тому, чего пока нет, опираясь на то, что есть, то есть, на прошлое. В своей настоящей ситуации, которая исходит из прошлого, на уже состоявшегося, человек делает осмысленный выбор своих целей. Именно поэтому, как подчеркивал Сартр, "прошлое берет свой смысл из настоящего". Он пишет: "единственная сила прошлого идет для него из будущего; как бы я ни жил, ни оценивал свое прошлое, я могу это делать только в свете своего проекта в будущее. Таким образом, порядок моих выборов будущего определяет порядок моего прошлого, и этот порядок совсем не будет хронологическим".

Сартр показывает, как времена взаимовлияют друг на друга в сознании человека на путях его свободы:

"Если свобода есть выбор цели в зависимости от прошлого, то и, наоборот, прошлое есть только то, чем оно является по отношению к выбранной цели.

Значение прошлого строго зависимо от моего настоящего проекта. Это нисколько не означает, что я могу осуществлять изменения смысла моих предшествующих действий по воле своих капризов. Совсем напротив, фундаментальный проект, которым я являюсь, окончательно решает вопрос о значении, которое может иметь для меня и для других прошлое, которое я имею в бытии. Только я в действительности могу вынести решение в каждый момент о значимости прошлого. Не дискутируя, не обсуждая и не оценивая в каждом случае значение того или другого события в прошлом, но проектируясь к своим целям, я сохраняю прошлое в себе и решаю действием вопрос о его значении.

Мое прошлое здесь – давящее, настоятельное, повелительное, но я выбираю его смысл и приказы, которые оно мне дает, через проект моей цели.

Несомненно, обязательства, взятые мною, брачные узы, заключенные когда-то, дом, купленный и обставленный в прошлом году, ограничивают мои возможности и диктуют мне поведение. Но это как раз потому, что таковы мои проекты, что я снова принимаю брачные узы, то есть как раз не проектирую отказ от брачных уз, я не делаю "брачную связь прошлой, перейденной, мертвой", но, напротив, мои проекты предполагают верность взятым обязательствам или решению вести "уважаемую жизнь" мужа и отца и т.д.; они по необходимости освещают прошлую супружескую клятву и придают ей всегда актуальное значение. Следовательно, необходимость прошлого приходит из будущего.

Только будущее решает, является ли прошлое живым или мертвым. В самом деле, прошлое первоначально является проектом, как и нынешнее появление из моего бытия. И в той самой степени, в какой оно есть проект, оно является предвосхищением; его смысл идет от будущего, которое оно заранее обрисовывает.

Прошлое необходимо для выбора будущего в качестве "того, что должно быть изменено", и никакое свободное возвышение к будущему не может происходить, кроме как начиная с прошлого".

Когда человек свободно выбирает цель в будущем, чтобы стать тем, кем он хочет стать, то он в своем настоящем моменте совершает действия по достижению этой цели, опираясь на свободно выбранные возможности. Но только тогда, когда будущее станет настоящим, человек сумеет понять, смог ли он реализовать свой проект. То есть, как отмечает Сартр, мы не можем определять свое будущее, то, что настанет. Человек может только проектировать и ждать, что с ним будет в своем желаемом, проектируемом будущем: "отсюда необходимость для нас ждать себя".

Сартр так описывает ожидания, вытекающие из самой природы человеческой свободы:

"Наша жизнь является только долгим ожиданием, ожиданием реализации наших целей (быть вовлеченным в предприятие – значит ожидать результата), особенно ожиданием себя (даже если я реализовал это предприятие, даже если я сумел заставить себя полюбить, получил награду, милость, то остается определить место, смысл и значимость самого этого предприятия в моей жизни). Это проистекает не из случайного недостатка человеческой "природы", не из нервозности, которую мы не можем сдержать сейчас и которая могла бы быть исправлена тренировкой, но из самой природы для-себя, которое "есть" в той степени, в какой темпорализуется. Таким образом, нужно рассматривать нашу жизнь как сделанную не только из ожиданий, но ожидания ожиданий. Именно здесь сама структура самости: быть собой – значит идти к себе".

В завершение этого раздела я хотел бы остановиться на том, что ОЖИДАНИЯ могут из обычной составляющей человеческой свободы превратиться в яд, отравляющий человеку как его настоящее, так и будущее. Это будет иметь место тогда, когда человек, вместо того чтобы честно и мужественно устремляется в будущее, ставя себе реальные цели, адекватно реагируя на изменения своей реальной ситуации, будет ожидать неприятностей - краха своих планов или непреодолимых препятствий и опасностей. Такие ожидания будут сковывать человека в его настоящем, поскольку будут лишь порождать и поддерживать его чрезмерную тревогу.

Рассмотрим теперь, как человек может использовать оси бытия для защиты от тревоги свободы.

Человек, страшащийся выбора одной из реальных возможностей или растерянный в связи с необходимостью такого выбора, может находить свое «спасение» в фантазировании других возможностей и ситуаций. Так, человек может скатываться в прошлое (как если бы ситуации были уже разрешены самым чудесным или даже немыслимым образом) или в будущее (в котором человек ощущает себя уютно и чувствует себя «свободным» от свободы и ответственности). В этом попытка спасения от тревоги свободы путем смещения по временной оси.

Смещение по бытийной оси также может иметь место, когда человек фантазирует себе несуществующую реальность в своем настоящем, где он смело и уверенно совершает выборы - нередко из выдуманных возможностей или с помощью немыслимых поступков. При этом, если фантазия крайне яркая и живая, человек может и в реальности поступать как в своих виртуальных ситуациях – а именно выбирая несуществующую возможность или поступая безрассудно. В результате он все равно столкнется с реальной ситуацией – но уже в новом ее виде.

Нередки попытки спастись от необходимости свободного поступка в своей реальности путем смещения по пространственной оси. Например, человек либо просто бежит из ситуации, пытаясь укрыться от своей свободы и ответственности. Либо, перемещаясь в другое пространство, человек пытается создать себе более благоприятные условия для принятия свободного и ответственного решения.