quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Обида

"Если ты просил хлеба,
а тебе в руку вложили камень –
гору сверни на этого человека"...
А.М. Горький

Обиду мы чувствуем, когда другой человек причиняет нам боль или ущемляет наши интересы, наносит нам ущерб.

Если обида была нанесена по неосторожности, то есть не преднамеренно, то всегда имеется возможность для откровенного и честного выяснения отношений, для возмещения ущерба, для принесения извинений и для прощения обидчика.

Когда человек, пытаясь добиться удовлетворения своих интересов, намеренно наносит другому какой бы то ни было ущерб (неважно, материальный или душевный), поскольку человек, то он, обижая другого, поступает недостойно, так как его поведение попирает принципы справедливости.

Если сильный, пользуясь своим преимуществом, доставляет слабому какие бы то ни было неприятности, то это поведение недостойно многократно.

Необходимо различать мотивы поступков другого человека, который нанес нам обиду. Необходимо дать оценку поступкам другого. Результатом чего стала нанесенная обида: намеренного или аморального действия, случайности или недостаточной предусмотрительности обидчика. Тогда мы можем понять, на что мы обижаемся - на реальные поступки другого или на свои трактовки этих поступков.

Обратной стороной чувства обиды будет способность к прощению. Если случайную обиду можно и нужно простить безусловно, то обидчики, действующие преднамеренно, должны получать соответствующий отпор. Прощать ли их впоследствии - решает сам обиженный. Непрощенная обида становится хронической болезнью, которая гложет человека изнутри, не давая ему возможность возврата на круги отношений, которые могли бы стать важнейшим ресурсом для его дальнейшей жизни.

Одно дело, когда нас обидел чей-то поступок... Но есть обида совершенно другой категории - обида на целый мир. "Мир должен быть к моим услугам, чтобы мне ни о чем не надо было беспокоится", - такими мыслями занимают себя многие люди, обуянные тщеславием. Неисполнение "требований" к миру ощущается как несправедливая фрустрация, как оскорбление, на которое можно с полным правом обидеться.

Карен Хорни подчеркивает, что „обида решающим образом влияет на суждение обиженного о другом. В этом заложен один из источников невротической подозрительности… Неудача, неприятность преувеличиваются, порой до смешного. Обидчик неожиданно становится подлым, противным, жестоким, низким“. Именно склонность к гипертрофированному ощущению несправедливости является, по её словам, причиной того, что подобные люди столь легко могут переходить от полного приятия какого-то человека до его тотального осуждения.

Как отмечает Карен Хорни, зависть и чувство несправедливости часто относится не к той или иной детали, а к жизни вообще. Человек при этом ощущает себя обиженным за то, что он как бы выброшен из жизни, „отовсюду изгнан, приговорен к мучениям, одиночеству, панике, тоске“. Такие переживания усиливают убежденность человека в несправедливости всех и вся по отношению к нему.

Одним из исходов твердой уверенности в "несправедливости" и хронической обиды является УНЫНИЕ. Оно и понятно: как говаривал Демокрит, "завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу". Именно переживанием чувства несправедливости объясняется характерный для уныния ропот на мир, на людей, на судьбу - и, в конечном счете, на Бога.