quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Ненависть, мстительность

НЕНАВИСТЬ, МСТИТЕЛЬНОСТЬ
"Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом,
что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья,
и наоборот, находит удовольствие в чужом несчастье"
Б. Спиноза
"Ненависть - активное чувство недовольства; зависть - пассивное.
Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть"
И.- В. Гете
Крайней степенью озлобленности и недоброжелательства является НЕНАВИСТЬ, которая отражает неприятие объекта зависти или человека, который поступил несправедливо. Ненависть приводит к тому, что её объект исключается из числа „равных“, переводится в разряд недостойных человеческого обращения. Ненавидящий человек тешит себя фантазиями уничтожения или унижения объекта ненависти и устранения той несправедливости, которая и вызвала ненависть.
Ненависть служит средством запугать других во имя торжества требований, которые человек предъявляет к жизни и другим.
Карен Хорни указывает на важную причину ненависти. Человек, обуянный гордыней, "ненавидит и презирает в других все, что подавляет и ненавидит в самом себе: их непосредственность, способность радоваться жизни, их склонность упрашивать, их уступчивость, то есть – "притворство" и "глупость"; он навязывает другим свои нормы и карает их, когда они в них не укладываются".
Броня своей правоты гордеца делает его недоступным для каких бы то ни было доводов. Он испытывает необходимость оградить себя от малейшего осознания того, что он – не тот, кем, согласно предписаниям его гордости, ему НАДО быть; он просто не может позволить себе рассмотреть, даже отдаленно, нечто, способное породить в нем сомнение в собственной правоте. Отсюда - требовательность к другим: "другие ДОЛЖНЫ вести себя так, чтобы он не испытывал никакой вины и даже никаких сомнений в себе: он имеет право эксплуатировать или фрустрировать их, а они не должны жаловаться, критиковать и обижаться; у него есть право на то, чтобы от него не ждали нежности, благодарности или внимания, тогда их разочарование – их несчастье и не отражает того, что он нечестен с ними" (Карен Хорни).
Отто Кернберг подчеркивает, что "с ненавистью связаны желание разрушать, причинять страдания и осуществлять КОНТРОЛЬ над объектом. Если в разрушении мы встречаемся с чистыми ненавистью и агрессией, то когда чувства ненависти смешиваются с наслаждением от причинения объекту боли, тогда лучше говорить о садизме. Садизм формируется из ненависти и в конце концов объединяется с желанием контролировать объект. Таким образом, желание разрушать, мстительность, садистическое стремление причинять страдания и контролировать являются выражением переполненных ненавистью отношений с объектами".
Далее Кернберг заявляет, что люди, "которые в раннем детстве испытали на себе воздействие хронической агрессии, склонны постоянно реагировать ненавистью", однако подчеркивает при этом, что проявление ненависти не есть некое исключительное свойство патологических личностей:
"Мы, конечно, должны исходить из того, что все мы в принципе обладаем этими качествами, так как практически невозможно представить, что кто-то сможет построить свою жизнь таким образом, что никогда и нигде не будет ощущать по отношению к пробуждающему ненависть объекту хотя бы небольшую степень ненависти, которая, конечно же, обычно удерживается в определённых границах, или даже сублимируется.
Так мы можем ненавидеть своего босса, ненавидеть то, что противно нашей совести, а ещё мы ненавидим преступников, которые почти всегда вызывают у нас реакции, свидетельствующие о нашей большой ненависти. Но в случае тяжёлых личностных расстройств ненависть становится одним из наиболее сильных бессознательных мотивов личности, причём она отщеплена от желания любить и от заидеализированных представлений об объектах".
Если ненависть вызвана поступком некоего другого, который встал на пути к тому или отобрал то, что человек считает "справедливо ему принадлежащим" (см. ОБЛАДАНИЕ), то такая ненависть требует нередко мести,то есть поступка, который должен наказать обидчика. Как отмечает Карен Хорни, "даже если чья-то потребность в мести очень остра, ее обычно сдерживают три фактора: любовь, страх и осторожность (самосохранение); только если эти силы не действуют (временно или постоянно), мстительность может захватить личность в целом".
Человек, руководствуясь при этом неверно понимаемым древним принципом „око за око, зуб за зуб“, обрушивает на „обидчика“ всю силу своей ненависти, не задумываясь о том, что, может быть, поступок „обидчика“ ненамерен, что с его стороны возможно искупление и принесение извинений, что ему может быть даровано прощение.
Милан Кундера писал в своем романе "Шутка": "Поскольку вы не веруете в Бога, вы не умеете прощать. Всеохватывающая ненависть к людям страшна и греховна. Она стала вашим проклятием. Жить в мире, в котором никому нет прощения, это всё равно, что жить в аду".
Наиболее остро, пожалуй, ненависть выражает себя при проявлении СКОРБИ и ощущения несправедливости смерти близкого человека. Особенно наглядно это видно во время войн и подобных конфликтов.
Родовая кровная месть, вендетта  – очень яркий тому пример. Поколениями люди истребляли друг друга, что приводило к атмосфере нестабильности и страха, жесткому разделению общества на своих и врагов. Так как при нескончаемой кровавой мести жертвами становились, как правило, молодые и крепкие мужчины, такая практика вела к истощению генофонда. А мужчины новых поколений как бы с молоком матери впитывали соответствующие черты характера, позволяющие им без колебания убивать тех, кто выступает в роли врага.
Когда генерал Алксандр Лебедь вел переговоры в Чечене о заключении мира, он говорил, что война порождает "волчат", у которых все отнято. Им не остается ничего другого, кроме как мстить. А если эта жажда мести замешана на уверенности в воссоединении с погибшими родными после смерти, то, конечно, такая месть почти не имеет противосилы.
Именно отыгрывание своей ненависти, отмщение служит окончательной разрядкой того жуткого состояния, которое человек испытывает в связи с переживанием несправедливости. Именно поэтому человеку, ощущающему себя до предела затронутым несправедливостью, необходим объект, на который он обрушит всю свою фрустрацию и гнев.
Вот что пишет по этому поводу Милан Кундера:
"Человек, существо взыскующее справедливости, уравновешивает тяжесть зла, которая была ему взвалена на плечи, тяжестью своей ненависти. Но попробуйте-ка нацелить свою ненависть на чисто абстрактный мир принципов, на несправедливость, фанатизм, жестокость, или, придя к тому, что достоин ненависти сам человеческий принцип, попробуйте-ка возненавидеть всё человечество! Такая ненависть слишком надчеловеческая, и потому человек, чтобы облегчить свой гнев (сознавая его ограниченные силы), сосредоточивает его в конечном счете лишь на отдельном лице".
То есть человек находит себе объект для мести, который может и не иметь никакого (по крайней мере прямого) отношения к "обидчику". Этот объект мести олицетворяет собой обидчика, что позволяет человеку отыграться в полную силу. Конечно, бывают и просветления, когда мститель осознает бессмысленность новых жертв. Но как часто это просветление приходит слишком поздно.
Воистину, „как легко позволить ненависти затопить разум!“, - пишет Бернард Вербер, в своём романе “Танатонавты”.
Ненависть не только затопляет разум, но опустошает сердце:
"Мы в ненависти все отрады больше видим,
Мы любим второпях, но долго ненавидим"
Байрон, "Дон Жуан"
.
Изобразительный креатив
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
Литературный креатив
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?