quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Интеллектуально-сознавательное решение

Позиция человека в отношение собственной жизненной ситуации - ключевая по значимости. Человек ответствен за то, что он делает со своими проблемами, конфликтами и ограничениями, за свои чувства по отношению к ним. Позиция эта основывается на осознании как своей реальности, так и своих внутренних возможностей, изменять ситуацию и самого себя.

Лиз Бурбо отмечает: „когда мы считаем, что что-то хорошо или плохо, правильно или неправильно, мы основываемся на памяти интеллекта, то есть на том, чему нас научило прошлое... Следовательно, важно проверить, по-прежнему ли то, чему нас научило прошлое, верно и сегодня“.

„Голоса прошлого“, как мы уже говорили, играют очень значительную роль в чрезмерной требовательности человека к самому себе, а через это – в формировании чувства вины и самонаказаниях. Поэтому, для того, чтобы расти, необходимо переходить на новый уровень ответственности, предполагающий возвращение в реальность, какой бы тревожной она ни была.


О ЧЕСТНОСТИ

"Правда - бог свободного человека"
М. Горький

"Мы бежим от тревоги в самообман"
Ж.-П. Сартр

"Мы живем в неопределенном мире, и когда мы пытаемся создать себе зону определенности, мы стараемся максимально устранить эту непредсказуемость, - пишет Д. А. Леонтьев, - но, по мере того, как мы пытаемся это делать, мы все больше искажаем картину реальности и нашего отношения к реальности".

Честность по отношению к себе состоит, в первую очередь, в признании того факта, что тревога является неотъемлемой составляющей бытия человека. И не только. Тревога помогает человеку в его становлении, в его свободных поступках „на свой страх и риск“ – в этом заключается конструктивный характер тревоги.

Д.А. Леонтьев пишет: „Тревога делает человека готовым к неожиданностям. Только благодаря тому, что я тревожусь, я вооружен. В каком-то смысле, тревога – это инструмент взаимодействия с нашим будущим, настройка на него“.

Люди, бегущие от тревоги, бегут, по сути, от своей реальности. Такие люди уверены в непреодолимости жизненных препятствий, в недостаточности собственных сил, навыков и способностей для преодоления сопротивления своей среды. Это люди с негативными жизненными установками.

Но благодаря ответственному обхождению со своей тревогой и концентрации на реальности, на ФОКУСЕ БЫТИЯ человек развивает в себе позитивную жизненную философию, которая отличается предельным вниманием к своему ПОДЛИННОМУ Я, к своим истинным потребностям и к своим внутренним потенциям. В сферу ответственной честности входит и признание собственных слабостей, недостатков, которые можно исправить или просто учитывать, а не прятать их стыдливо, опасаясь “разоблачения”.

Честность к самому себе ответственна, поскольку человек уходит от служения своему ИДЕАЛЬНОМУ Я, своей гордыне и обращается к собственному становлению, учась находить смысл в вещах, доселе казавшихся страшными и парализующими (например, смерть, страдание). Принятие реалий бытия служит неостановимому личностному развитию.

Честность поможет нам ответственно оценить, виноваты ли мы реально или наше чувство вины – это лишь выдумка нашей гордыни или нашей неуверенности в себе. Результатом такой честности будет ОТВЕТСТВЕННОЕ ОБХОЖДЕНИЕ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ НЕОБРАТИМОСТИ

“Слово не воробей
Вылетит – не поймаешь”
Русская поговорка

В главе, посвященной ТРЕВОГЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ, мы говорили о необратимости свершившегося. Мы можем исправить ошибки, сгладить последствия наших поступков, но не в состоянии сделать НЕБЫВШИМ то, что свершилось. Особенно важно в этой связи то, что наши собственные поступки (включая наши высказывания или наше бездействие) не могут быть отменены.

Владимир Янкелевич пишет о человеческой воле, которой доступно все желаемое: „человек ДО ВЫБОРА может все, но ПОСЛЕ ВЫБОРА уже ничего не изменишь, возвращаться назад нельзя: все было возможно, и все теперь закончено. Отныне теперь нет места внезапным переменам судьбы“.

Любое решение изменяет мир. И именно необратимость воплощенного решения делает многие наши поступки столь трудными, заставляя нас колебаться и тревожиться – правильно ли, своевременно ли мы поступаем. Необратимость подчеркивает важность ответственности при выборе и принятии решения. Ведь ответственное поведение свободного человека направлено на реализацию проекта его будущего – то есть на его становление.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ясное осознание ситуации благоприятствует свободе выбора, принятию решения в пользу лучшего, а не худшего, отмечает Эрих Фромм. Далее он приводит перечень обстоятельств, которые способствуют ответственному выбору, отвечающему истинным потребностям человека, глубинным интересам его ПОДЛИННОГО Я. Речь идет об осознании:

1. того, что хорошо и что плохо;

2.  того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

3. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, то есть об осознании собственных неосознанных желаний;

4. возможностей, между которыми есть выбор;

5. последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

6. того, что осознание, как таковое, нам не поможет, если оно не идет рука об руку с желанием действовать, с готовностью взять на себя боль и лишения - неизбежные, если действовать наперекор своим страстям.

Человек, полностью принимающий на себя ответственность за свое бытие, ответствен и за осознание своей свободы и ответственности за изменение обстоятельств своей ситуации – своей текущей реальности. При крайней неблагоприятности ситуации, когда трудно изменить что-то вовне, человек ответствен за свою позицию по отношению к этой ситуации. Здесь важно понять, что возможно, а что невозможно изменить. Тем самым, пишет Ирвин Ялом, человек определяет для себя“коэффициент неблагоприятности” своей текущей ситуации и может ответственно выбрать свою позицию в отношении этой ситуации – менять ситуацию или принять ее как данность - и измениться самому.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБРЕТЕНИЕ МАКСИМУМА СВОБОДЫ

"Мудрый сильнее и могущественнее невежды,
действующего единственно под влиянием страсти"
Эрих Фромм

Переживание человеком свободы воли Спиноза считает следствием самообмана. Происходит это оттого, что человек, осознавая свои желания, не осознает мотивов своих желаний и думает, что он свободен в своих желаниях. Такого человека можно назвать невежей, ибо он живет, не зная самого себя. Мало того, он, "находится под самым разнообразным действием внешних причин и никогда не обладает истинным душевным удовлетворением".

Поэтому задачей человека является сократить свою подчиненность неосознанным влечениям и мотивам, и тем самым сделать себя более свободным. "Человек может достичь этого, когда он осознает самого себя, - пишет Эрих Фромм, - когда свой страсти, которые делают его слепым и держат в оковах, он превратит в такие аффекты, которые позволят ему действовать в соответствии со своими истинными интересами как человеческого существа".

Экзистенциальная мудрость, свойственная человеку, который встал на путь познания самого себя, делает его уверенным, не подверженным волнениям в связи с сиюминутными проблемами. Такой человек, считает Фромм, "всегда обладает истинным душевным удовлетворением".