quote Бывшее забыто, грядущее сокрыто, лишь настояшее подлинно –
именно поэтому оно называется настоящим
Цитата из мультфильма "Кунгфу-Панда"

ТРЕВОГА ПУСТОТЫ И ОБЩЕСТВО

Фрустрация в связи с предоставившейся свободой может быть настолько сильной, что значительное число людей теряются, не зная, что им делать. Ведь свобода означает одновременно и ответственность – то есть каждодневное осуществление выбора своего дальнейшего пути, принятие самостоятельных решений, совершение поступков на свой страх и риск.

Если человек просто тревожится о последствиях своих поступков (ТРЕВОГА ОТВЕТСТВЕННОСТИ) – еще полбеды. Страшнее другое: люди попросту не знают, что им делать (здесь налицо ТРЕВОГА СВОБОДЫ), ради чего жить (ТРЕВОГА БЕССМЫССЛЕННОСТИ).

Но и это еще не всё. В условиях свободы и снятия многих предписаний и запретов многие люди, привыкшие, как говорится, плясать “под чужую дудку” оказываются не в состоянии понять, что они хотят. И жизнь их превращается в несконечную череду скучных часов и дней. Бесконечная СКУКА овладевает ими. Так проявляется ТРЕВОГА ПУСТОТЫ.

Пустоту своего бытия люди пытаются заполнять – нередко неразумными и нерациональными поступками. Потому что переживание пустоты порой невыносимо. Когда такое переживание  приобретает массовый характер, то обществу грозит опасность скатиться снова к авторитарным состояниям.

Хосе Ортега-И-Гассет написал в 1930 году замечательную книгу, которая актуальна по сей день - “Восстание масс”. Вот небольшая цитата из нее, которая прекрасно иллюстрирует то, о чем здесь идет речь:

„Современный мир ведет себя по-ребячески. В школе, когда учитель выйдет на минуту из класса, мальчишки срываются с цепи. Каждый спешит сбросить гнет, вызванный присутствием учителя, освободиться от ярма предписаний встать на голову ощутить себя хозяином своей судьбы. Но когда предписания, регулирующие занятия и обязанности, отменены, оказывается, что юной ватаге нечего делать: у нее нет ни серьезной работы, ни осмысленной задачи, постоянной цели; предоставленный самому себе, мальчишка может только одно — скакать козлом.

Именно такую безутешную картину представляют собою теперь небольшие нации. Раз уж наступает "закат Европы" и править Европа не будет, народы и народники скачут козлами, кривляются, паясничают или надуваются, пыжатся, притворяясь взрослыми, которые сами правят своей судьбой. Отсюда и «национализмы», которые возникают повсюду.

Я попытался нарисовать новый тип человека, который сейчас господствует в мире; я назвал его человеком массы и показал отличительную его черту: чувствуя себя заурядным, он провозглашает права заурядности и отказывается признавать все высшее. Если это настроение торжествует в каждом народе, оно, естественно, господствует и во всех нациях в целом. В определенном смысле появляются народы массы, которые решительно восстают против великих творческих народов против, отборного меньшинства, которое создало историю. Поистине смешно, когда мелкая республика вытягивается на цыпочки, ругает из своего уголка Европу и возвещает ее уход из мировой истории.

К чему же это ведет? Европа создала систему норм, ценность и плодотворность которых доказана столетиями. Эти нормы не самые лучшие из возможных, но они, без сомнения обязательны до тех пор, пока не созданы или, по крайней мере, не намечены новые. Раньше, чем их отменить, надо создать другие.

Теперь народ массы отменяет нашу систему норм, основу европейской цивилизации; но так как он не способен создать новую, он не знает, что делать, и, чтобы занять время, скачет козлом. Когда из мира исчезает правитель, вот первое следствие: восставшим подданным нечего делать, у них нет жизненной программы…

…Бесцельность отрицает жизнь, она хуже смерти. Ибо жить — значит делать что-то определенное, выполнять задание; и в той мере, в какой мы уклоняемся от этого, мы опустошаем нашу жизнь. Вскоре люди взвоют, как бесчисленное множество псов, требуя властителя, который налагал бы обязанности и задания…“.

Не то же ли мы наблюдаем теперь в России? Люди готовы отдать свои свободы и возможность влияния на политику в обмен на внутренний покой, получаемый в результате жесткой регламентации жизни – во многом потому, что они не знают, что им делать и с самими собой, и со своей страной.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?