quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Моральное поведение

„Если мы отвечаем на любовь ненавистью или начинаем не любить тех, кто честно поступал с нами, или испытываем неприязнь к поступкам, способствующим нашему благу, сообщество вскоре распадется“, пишет Джон Ролз. Поэтому главной цементирующей силой социума можно считать „правильное поведение“ человека. Джон Ролз говорит о роли общества как неком полигоне для „нравственных упражнений“, цель которых  заключается в том, „чтобы представить недостающие мотивы: желание поступать правильно ради самого поступка и желание не поступать неправильно“.

Правильное поведение“— это поведение, выгодное другим и обществу, в то время как „неправильное поведение“ — это поведение, в общем случае наносящее ущерб другим и обществу. Ролз подчеркивает, что если для неправильного поведения человек обладает достаточной мотивацией, то для осуществления правильного поведения у человека обычно отсутствуют эффективная мотивация. „Общество должно как-то исправить эти дефекты, - пишет Ролз, - это достигается одобрением и неодобрением родителей и других авторитетных лиц, которые, если необходимо, используют поощрения и наказания, варьирующиеся от наград до причинения боли“. Так, постепенно, человек приобретает желание поступать правильно и учится испытывать неприязнь к неправильным поступкам.

Важно учитывать, что „желание соответствовать моральным стандартам возникает в жизни рано, прежде чем мы достигаем адекватного понимания оснований этих НОРМ“, пишет Джон Ролз. При этом он ссылается на мнение Зигмунда Фрейда о том, „что существенная часть морального обучения происходит в ранней фазе жизни, до того, как разумные основания нравственности могут быть поняты“.

Животная природа человека с ее инстинктами и импульсами (со всем, что составляет значительную часть его БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО) проявляется в стремлении человека к максимальной пользе для себя. Без особой внутренней системы сдержек и ограничений это стремление будет реализовываться без оглядки на других людей, часто в ущерб им и за счет попирания их ИНТЕРЕСОВ.

Такой системой сдержек, выстраивающих ВНУТРЕННИЕ РАМКИ, не дающие вседозволенности человека развернуться во всей красе, является система морали (регулирующей наше поведение с помощью МОРАЛЬНЫХ ЧУВСТВ) и СОВЕСТЬ, которая стоит на страже ЦЕННОСТЕЙ и помогает нам поступать ОСМЫСЛЕННО. Человека, обладающего подобными рамками, можно назвать МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

Благодаря этим внутренним рамкам „дикие“ желания и импульсы преобразуются в желания и стремления, направленные на новые конечные цели. Преобразованные желания способствуют поддержанию и укреплению межчеловеческих отношений и направлены (по утверждению Джона Ролза) на такие цели как „наши ПРИВЯЗАННОСТИ к людям, интересы, которые мы имеем в реализации их интересов, и чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ“.

Джон Ролз приводит „Три закона моральной психологии“, которые описывают, „как наша система желаний приобретает новые конечные цели по мере того, как мы приобретаем эмоциональные узы“. Вот эти законы:

Первый закон: при условии, что институты семьи справедливы и родители любят ребенка и явно выражают свою любовь, заботясь о его благе, ребенок, признавая их очевидную любовь к нему, начинает их любить.

Второй закон: если способность человека к товарищескому чувству реализована путем приобретения ПРИВЯЗАННОСТЕЙ в соответствии с первым законом и если социальные устройства справедливы и публично признаны справедливыми, то такой человек приобретает дружеские чувства и доверие к другим в ассоциации, поскольку они с очевидным намерением выполняют свой долг и обязательства и соответствуют идеалам своего общественного положения.

Третий закон: если способность человека к товарищескому чувству реализована в сформированных ПРИВЯЗАННОСТЯХ в соответствии с первыми двумя законами и если общественные институты справедливы и публично признаны всеми в качестве таковых, то этот человек приобретает соответствующее чувство справедливости в той мере, в какой он признает, что он и те, о ком он заботится, получают преимущества от этих устройств.

Согласно Джону Ролзу, изменение „диких“ (естественных) желаний, происходящее в результате формирования моральных фильтров, „следует отличать от образования у нас производных желаний вследствие дополнительного знания или возникающих новых возможностей, а также от нашего уточнения наличных желаний“, то есть в результате чисто рационального реагирования на обстоятельства. „Производные желания такого рода имеют рациональное объяснение, - пишет Ролз, - Они суть желания делать то, что наиболее эффективным образом реализует наши настоящие цели ввиду наличных данных, и они меняются вместе с изменением знания и мнения, а также доступных возможностей“.

Таким образом, говоря о поведении МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ нельзя все объяснять лишь действием нашего разума. Моральные рамки действуют сами по себе и трансформируют ВОЛЕВУЮ сферу человека таким образом, что поведение человека становится, можно сказать, истинно человеческим. При таком поведении принимаются во внимание ИНТЕРЕСЫ других людей.

Ниже я хочу процитировать Джона Ролза, который приводит "набор способностей" человека, поведение которого можно считать "правильным", то есть моральным:

Прежде всего, необходимо признать существование разных точек зрения, то, что перспективы других не совпадает с нашими.

Мы должны не только понять, что вещи выглядят для других иначе, но и что они имеют другие желания и цели, другие планы и мотивацию; и мы должны знать, как вывести эти факты из их слов, поведения и выражения лица.

Далее, нам нужно идентифицировать определенные черты этого видения, чего именно хотят другие, к чему они стремятся и каковы их регулятивные мнения и установки.

Только таким образом можем мы понять и оценить их действия, стремления и мотивы. Пока мы не можем идентифицировать эти ведущие элементы, мы не можем поставить себя на место другого и узнать, что мы делали бы в его положении.

Чтобы все это получить, мы должны, конечно, знать, каково видение другого человека.

Однако, наконец, даже поняв ситуацию другого, мы еще должны решить задачу регулирования нашего собственного поведения с учетом этой ситуации.