О соотношении тревоги несправедливости и тревоги потери идентичности
На первый взгляд оба вида тревоги похожи. Между ними и вправду есть много общего. Например, и тот и другой вид тревоги вызываются столкновением с другими людьми, причем либо поведение этих людей, либо их свойства вступают в противоречие с нашими внутренними установками, вызывая порой бурю чувств, порождая страхи, возмущение, гнев.
Оба вида тревоги связаны и в плане их возникновения. Например, как мы уже рассматривали, история развития и формирования тревоги потери идентичности начинается в глубоком детстве. В это время, когда ребенок еще совсем маленький и беззащитный, когда ему нужно тепло и поддержка, он либо не получает от взрослых необходимое, либо получает опыт насилия и жестокости с их стороны. Здесь мы имеем дело с несправедливостью в чистом виде. То есть взрослые позволяют себе такое обращение с младенцем, какое они наверняка не пожелали бы самим себе, будь они на месте этого ребенка.
Но маленький ребенок не знает что такое справедливость или несправедливость. Он ощущает только смертельную угрозу, от которой стремится укрыться, уйдя в самые глубины своей психики. Он начинает выстраивать защиты, чтобы сохранить в неприкосновенности ядро своей личности, чтобы ничто не могло нарушить ее цельность. Вот так как раз и создается почва для возникновения тревоги потери идентичности, проявляющейся, когда кто-то "нарушает" незыблемость этого ядра. Слово "нарушает" я взял в кавычки, поскольку решающим фактором в возникновении тревоги будут чаще всего не реальные поступки другого человека, а наша реакция на поступки, кажущиеся нам опасными для целостности нашего "Я".
Итак, столкновение с другими людьми способно вызвать в нас тревогу. Но проявления ее будут похожи в рассматриваемых случаях только на самый первый взгляд. Чтобы суметь различить эти два вида тревоги, необходимо обратиться к тому, какие чувства испытывает человек при этом и какими словами описывает свое состояние, как его объясняет.
Тревога несправедливости, как мы уже знаем, характеризуется проявлением моральных чувств, связанных с переживанием возмутительных поступков другого человека (человек будет возмущен, он будет негодовать, требовать возмещения ущерба).
Кроме того, тревога несправедливости возникает и в случае воздействия на человека неких обстоятельств, то есть не обязательно связана с влияниями со стороны других людей. Но эмоциональная реакция на ситуацию будет похожей на ту, что испытывается в отношениви поступков отдельного человека. То есть мы чувствуем себя обиженными, несправедливо обделенными, испытываем возмущение и гнев. В отношении "обидчиков" нередко возникает чувство ненависти и стремление отомстить.
Ненависть к "другим" будет характерна и в некоторых случаях тревоги потери идентичности. Но причина ее будет лежать совсем в другом. В случае тревоги потери идентичности, которая наиболее близко стоит к тревоге небытия, человек будет испытывать страх уничтожения и исчезновения, что будет нередко сопровождаться жуткой паникой. Человеку, испытывающему эту тревогу, самое важное - сохранить свою цельность, потому что все остальное - настолько неважно в сравнении с этим.
Ненависть будет испытываться к другому человеку не из-за того, что тот ущемил наши интересы, не дал нам достигнуть желаемое. Тревога потери идентичности порождает ненависть к другому именно за угрозу тому, что является самой нашей сущностью, без которой (как нам кажется), мы не сможем дальше жить, исчезнем как личности.
Для людей, которые подвержены этой тревоге, одной из главнейших задач является, с одной стороны, размежевание с другими, отделение себя, своей сущности от других людей, укрепление ядра своей личности. С другой стороны, им необходимо определить четче свою идентичность (то есть вычленить признаки, определяющие принадлежность к какой-то категории или группе, обладающей теми же признаками). Этой двуединой задаче подчинено многое в их жизни.
Одним из способов совладания с тревогой потери идентичности с позиции обладания будет обхождение с людьми, которые выделены в категорию "другие" ("враги"), не с позиций справедливости, а, напротив, несправедливо. Ведь как мы знаем, справедливость предполагает любовь и расположение, а в условиях глубокого размежевания ни о расположении, ни о (тем более) любви и речи не идет.
В плане роста важно преодолевать этот вид тревоги с помощью поддержки терпимости (толерантности), позволяющей в "других" увидеть своих ближних - людей со сходными стремлениями и слабостями, тревогами и страхами. Отсюда лежит путь к тому, что мы от ненависти и страха уничтожения проложим тропинку к обращению с другими людьми по принципам справедливости.
В случае тревоги несправедливости возможность роста будет основываться, с одной стороны, на отстаивании справедливости, которая была грубо и намеренно попрана другими, с другой же стороны, на терпении и прощении тех, чья "несправедливость" была непреднамеренной, кто в ней раскаялся (или в силу обстоятельств, например, смерти или тяжелой болезни, не может этого сделать). Такой подход также будет способствовать торжеству любви и принципов справедливости в отношениях между людьми.