quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Тревога ограничения свободы, несправедливости, окончательности и затронутой гордости

„L`uccello nella gabbia
canta non di piacere, ma dia rabbia“
(птичка в клетке поет,
но не от радости, а от гнева)
Итальянская поговорка

При ТРЕВОГЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ человек чувствует ограниченность своей свободы в том, что он, предпочитая сидеть на двух стульях, чтобы не потерять ни одну из столь заманчивых возможностей, все же осознает невозможность выбирать все сразу. Поведение человека при этом будет проявляться как игнорированием реальности (а именно рамок свободы), так и интересов других людей, которые будут приноситься в жертву собственному корыстному (но нереализуемому) стремлению – ОБЛАДАТЬ всем.

Страх перед ограничениями, которые ставит человеку его текущая ситуация, может проявляться как страх перед необходимостью, неизбежностью и детерминированностью (предопределенностью) его СУДЬБЫ. В этом случае мы уже должны говорить не о ТРЕВОГЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ, а о ТРЕВОГЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ (как одной из форм тревоги перед ПРЕХОДЯЩЕСТЬЮ).

Когда человек, сталкиваясь с препятствиями, воспринимает их как персонально против него направленное влияние внешнего мира, других людей, судьбы, то мы можем иметь дело с проявлением ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

ТРЕВОГА ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ в своей квинтэссенции переходит в ТРЕВОГУ ЗАТРОНУТОЙ ГОРДОСТИ. Эта тревога проявляется вследствие прорыва в сознание человека ощущений его собственной ограниченности – точнее ограниченности его „безграничных“ возможностей по преодолению препятствий, стоящих на пути к его целям.

В какой то мере, такую тревогу можно назвать тревогой бессильной ЯРОСТИ, ведь происходит крах представления о себе как об обладателе “фантастических возможностей“ – то есть о человеке, способным всегда и при любых обстоятельствах добиваться своего. Наружу (по крайней мере, в сознание человека) выступает истинно его лицо – лицо не сверхчеловека, а просто человека. Разрушение идеалов сопровождается острейшим чувством СТЫДА и ОТЧАЯНИЯ.

По тому, какие эмоции человек испытывает и на кого (или на что) эти эмоции направлены, можно со значительной степенью приближения различать тревогу ограничения свободы и тревогу несправедливости (см. ТРЕВОГА ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ И ЧУВСТВА).