quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Тревога пустоты и тревога бессмысленности

Эти два вида тревоги могут казаться похожими один на другой. Так, если мы ощущаем бессмысленность мира, то он может казаться серым и пустым. А когда человек страдает от пустоты времени своего бытия, нередко можно услышать жалобы на бессмысленность. То есть, эта похожесть осложняется еще и тем фактом, что у человека могут быть одновременно две и более видов тревоги.

Я подчеркиваю, что следует четко различать эти две тревоги, поскольку они принципиально отличаются по своим источникам и по способам совладания с тревогой.

Очень простой способ различить две тревоги состоит в том, чтобы подвести человека к ключевым вопросам, которые он должен задать сам себе, пытаясь понять и разрешить свою ситуацию.

Так, ТРЕВОГА ПУСТОТЫ всегда, в конечном счете, сводится к хрестоматийному вопросу: “ЧТО ДЕЛАТЬ?”. Нередко содержание ответа на этот вопрос абсолютно неважно, что позволяет нам подчеркнуть, что вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” часто носит риторический характер. То есть, человек не ставит перед собой задачи непременно сделать что-то конкретное и определенное. Скорее, речь идет о том, чтобы сделать “что-то”, что заполнит пустоту. То есть речь здесь идет часто о том, что мы называем “СУРРОГАТАМИ СМЫСЛА”.

В этом, можно сказать, и кроется смысл той активности, которая спасает человека от тревоги пустоты. Этот смысл не ТРАНСЦЕНДИРУЕТ (не лежит за пределами текущего момента, человека и времени его жизни), а служит утилитарным целям заполнения пустоты текущего момента.

Конечно, если уж и заполнять свое время чем-то, гораздо лучше и достойнее делать это не впустую, а во имя чего-то значимого. Для этого необходимо обратиться к проблеме СМЫСЛА.

При ТРЕВОГЕ ОТСУТСТВИЯ СМЫСЛА важным оказывается не просто какая-то активность или деятельность, а некое дело, которое имеет СМЫСЛ. Здесь человек задается вопросом “А РАДИ ЧЕГО?”. Ради чего я так поступаю, так живу. Этим вопросом человек пытается найти нечто, лежащее вне его самого (его теперешнего, вне того человека, которого можно увидеть в зеркале или пощупать ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС). Это нечто – он сам, которым он должен стать. Иными словами, смысл ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека есть стремление к собственному СТАНОВЛЕНИЮ, отражающее устремленность в БУДУЩЕЕ (см. ОБРАЗ БУДУЩЕГО).

Более того, выход за пределы собственного биографического времени, включенность в процессы, происходящие в “сквозном” времени (историческом или божественном) делает ответ на вопрос “РАДИ ЧЕГО?” еще более полным и насыщенным “вечными” или непреходящими смыслами (см. ВРЕМЯ И СМЫСЛ, ОБ ИСТИННОМ И "СУРРОГАТНОМ" СМЫСЛЕ).

Конечно, человек может придать неподобающее значение некоторым своим целям и ЦЕНОСТЯМ. Это, в частности, описано в статьях, посвященных РОМАНТИЗМУ. При этом человек может ощущать предельную насыщенность своей жизни, живя ради ИДЕАЛОВ “светлого будущего”, которые, чаще всего, оказываются УТОПИЕЙ.