Регрессия
„Находиться в роли слабого —
самый ранний способ
преодоления сложных жизненных аспектов“
Нэнси МакВильямс
Всем нам хорошо известно поведение маленького ребенка, который радуется своей независимости. Научившись ходить, он, гордый своей независимостью, с интересом исследует окружающий мир. Но, как только что-то его напугает, то от его независимости и смелости не остается и следа. Малыш бежит к матери, прижимается к ней, проса защиты. И как же он счастлив, когда мать берет его на руки – ту все страхи отступают, сменяясь ощущением безопасности и блаженного покоя.
Это и есть регрессия (движение вспять). Ребенок отказывается от всех своих “завоеваний” – независимости от матери, умения и желания самостоятельного поиска и исследования. В результате происходит как бы “забывание” новых компетенций и возврат к формам поведения, характерным для более младшего возраста.
Начиная с более позднего возраста, человек может отказываться от применения вновь приобретенных навыков вследствие того, что он чувствует себя не в состоянии в совершенстве применять эти навыки. Например, если родители его ругают за неловкость или он сам видит несовершенство своих умений. В таком случае человек бессознательно будет возвращаться к более примитивным формам своего поведения.
Если мы имеем дело с такой реакцией во взрослом состоянии, то имеется неплохое выражение, описывающее этот процесс: „впасть в детство“. Главное при этом – отказ от взятия на себя ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь. Человека вообще всегда “раскачивает” между различными стремлениями – по сути, между стремлением расти и двигаться вперед, сталкиваясь с тревогой, и стремлением избавиться от тревоги любыми способами за счет отказа от роста (см., в частности, ВЕКТОРЫ БЫТИЯ).
„Строго говоря, регрессией не является ни просьба о поддержке и утешении человеком, который обеспокоен достижением столь необходимого ему внутреннего комфорта, ни намеренное выискивание способов разрядки драйва на начальных уровнях, - пишет Нэнси МакВильямс, - Для классификации данного процесса как защитного механизма он должен быть бессознательным“.
Почему человеку “выгодно” быть маленьким? Да просто потому, что кто же не защитит и не утешит беззащитного и страдающего малыша. Однако, если человек сознательно выбирает такой путь решения своих проблем, если регрессия, согласно Нэнси МакВильямс, „определяет чью-то стратегическую линию преодоления жизненных трудностей, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность“. По мнению МакВильямс, такие люди выстраивают „фактически непроницаемую стену защит, берущую начало в обращении с ними как с избалованными детьми“.
Проявления регрессии могут быть весьма различны, в частности, они могут совсем не напоминать инфантильное поведение. Например, демонстрируя свою ущербность или болезненность, человек может рассчитывать на помощь и поддержку, как минимум на сочувствие и жалость. Если это осознанный процесс, то, конечно, это не регрессия, а симуляция. Неосознанные состояния подобного рода могут проявляться ипохондрическими (пациент тратит массу времени на поиск у себя какого-либо заболевания, что выливается в бесконечные дорогостоящие диагностические процедуры) или соматоформными (различные неприятные или даже мучительные телесные жалобы, плохо поддающиеся лечению) расстройствами.
„Соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности“, - пишет Нэнси МакВильямс. В то же время, предупреждает она, не следует делать поспешных выводов, что человек пользуется регрессией как главной защитной реакцией на эмоциональный стресс, если он жалуется на физическую боль или сильную усталость:
„Стресс, наступивший в результате заболевания как такового, может обусловить регрессивную реакцию у страдающей личности. Люди нередко заболевают потому, что бессознательно депрессивны. Но они могут также впасть в депрессию и потому, что больны в медицинском смысле этого слова“.
Кроме того, человек может прибегать к позиции больного и слабого не только (и не столько) в силу регрессии, а из-за того, что такое положение приносит ему определенные дивиденды (будь то в отношения с близкими или в более широком социальном плане. Речь идет о так называемой „вторичной выгоде“ от своей болезни. Человек пользуется всеми "благами" своей болезни - точнее, тем, что он получает от других в силу своей болезни. Это могут быть внимание, теплота, участие, сочувствие, прямая помощь .
***
Регрессируя к более ранним формам, взрослый человек как бы теряет способность применять на практике те навыки, которые делают его зрелой личностью. В частности, „исчезают“ наиболее важные личностные черты и навыки, которые делают человека человеком: способность быть МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, поступая СПРАВЕДЛИВО в отношение других людей, выражая им сочувствие и оказывая поддержку; способность понимать чувства других людей, воспринимать их в их целокупности (со всеми хорошими и негативными чертами). Вместо этого человек будет склонен к полярному видению мира и других людей, разделяя их на „хороших“ и „плохих“.
В критические исторические эпохи, люди, подверженные массовой регрессии, будут тяготеть к „себе подобным“, проявляя тенденцию к групповой ИДЕНТИЧНОСТИ, к объединению со „своими“ и отмежевыванию от „чужих“, в которых, при определенных обстоятельствах, начинают видеть врагов. Важнейшая задача подверженных регрессии людей – получить покровителя, который их защитит от их тревог и от мучительного ощущения СВОБОДЫ и чувства ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Так группа „своих“ получает вожка (фюрера) – будь это на уровне малой группы или на национальном уровне (см. ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?