quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Цена защиты самооценки

Показано, что если человек максимум усилий прилагает к тому, чтобы защитить чувство своей самоценности, а не к тому, чтобы улучшить положение дел (концентрируясь на деловой стороне проблемы), то это может иметь серьезные негативные последствия для решения проблемы. Человек игнорирует отдаленные последствия своих маленьких сиюминутных "побед" или не обращает внимания на "побочные" продукты повышения своей самоценности, когда перед глазами стоит лишь цель - укрепить во что бы то ни стало свою самооценку.

Краткосрочное (чаще - только кажущееся) внутреннее благополучие часто идет рука об руку с долгосрочными потерями, порой весьма существенными. Конечно, чувствуешь себя лучше, если избегаешь ситуаций, в которых самооценка ставится под угрозу. Так приятно находить или создавать ситуации, в которых звучат приятные для самолюбия слова, а самооценка снова повышается, когда ощущаешь признание и переживаешь самоутверждение.

Но за все надо платить. Одна из дорогих потерь состоит в том, что, избегая проблемные ситуации (чтобы снова не столкнуться с неудачей), человек отказывается от возможности учиться на собственном опыте.

Стремление к признанию и похвале будет приводить к тому, что человек будет делать лишь то, что гарантирует ему позитивную оценку, и избегать всего, что может быть подвергнуто критике. Таким образом, подобная однобокость внимания может приводить к тому, что человек проглядит что-то действительно важное в долгосрочной перспективе.

За деревьями легко проглядеть лес, а за сиюминутными удачами - долгосрочные возможности.

Можно сказать, что мы имеем дело в подобной самооценке с ГОРДЫНЕЙ. Человеку становится важным не то, что он есть или кем он может СТАТЬ, а то, какое впечатление он производит на других и на самого себя. То есть ИДЕАЛЬНОЕ Я занимает место ПОДЛИННОГО Я. Таким образом, человек, защищая свою самооценку, защищает свою гордыню, защищая, тем самым, самого себя от ТРЕВОГИ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ.


ЗАЩИТА СВОЕЙ САМООЦЕНКИ НАРУШАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ НА ОПЫТЕ

Если критика и восприятие неудач будут отвергаться, то тем самым теряются важные предпосылки для роста и развития. Борис Беккер говорил по этому поводу: "Тревога делает меня сильнее. Тревога перед возможным поражением. Я вспоминаю не о победах, а только о поражениях. Я научился больше на своих поражениях, чем на победах. Тот силен, кто не совершает ошибок. Но еще сильнее тот, кто учится на своих ошибках".

Человек может ориентироваться в своей интенциональности на два противоположных принципа. Он может стремиться к признанию - тогда любая неудача может восприниматься им как катастрофа. Но человек может искать возможности для развития - тогда неудачи превращаются в уроки и способствуют росту.

Люди, ориентированные на рост и развитие ведут себя в проблемных ситуациях активно. Они больше склонны к принятию ситуации в целом или к позитивной интерпретации проблемы (пытаясь, в частности, увидеть в ней полезные моменты и возможности для развития). В любых ситуациях такие люди будут воспринимать себя скорее позитивно.

Люди, ориентирующиеся на признание, в большей степени подвержены тревожности и депрессии, чем те, кто ориентирован на рост и развитие. Они в целом (а особенно в проблемных ситуациях) оценивают себя скорее негативно. При оценке негативных событий такие люди более пессимистичны. Их реакция на такие события (как, например, неудача) заключается в вынесении самим себе неблагоприятного приговора, в том, что они расценивают неудачу как указание на собственную беспомощность и никчемность. Такие люди в ситуациях неудачи ведут себя скорее пассивно, обвиняя самих себя, бесконечно мусоля в мыслях эту ситуацию и свою негативную роль в ней. Нередко у них попросту опускаются руки и они уходят от проблемы, отвлекаясь на другие дела.

Стремление к признанию как к основе чувства самоценности таит в себе опасности, поскольку внешнее признание является очень зыбким фундаментом для самооценки. Итогом становится неблагоприятная реакция человека на свои проблемы и переживание потери чувства самоценности. Если человек не ощущает более признания со стороны других, то в подобных ситуациях он ощущает себя неудачником. Стремление к получению признания вообще сильно осложняет межчеловеческие отношения.

Оценка ребенка по его успехам приводит к тому, что он становится ориентированным на признание и приходит к убеждению: его способности - нечто раз и невсегда данное (что приводит к избеганию кажущихся трудными ситуаций). Похвала за усилия и усердие, напротив, способствует формированию установки, что человек всегда может повлиять на достижение успеха, ведь его способности развиваются благодаря его опыту.

В межчеловеческих отношениях установка на неизменность личных свойств может способствовать развитию негативных предрассудков (те, другие - плохие, поскольку они обладают негативными свойствами). Если же человек, напротив, убежден в способности других людей к изменениям, то он будет относиться к ним снисходительнее и дружелюбнее.