Процесс становления
"Быть тем, кто ты есть на самом деле"
Сёрен Кьеркегор„Цель, которой более всего хочет достигнуть человек,
цель, которую он сознательно или неосознанно преследует,
состоит в том, чтобы стать самим собой…
Быть собой – значит раскрыть единство и гармонию,
которая существует в ее собственных чувствах и реакциях,
а не пытаться использовать маску для сокрытия этого опыта
или стараться придать ему такую структуру,
которой он не обладает“
Карл Роджерс„Я представляю себе самоактуализировавшегося человека
не как обычного человека, которому что-то добавлено,
а как обычного человека, у которого ничто не отнято“
Абрахам Маслоу
"Какова цель моей жизни?, "К чему я стремлюсь?", "Каково мое предназначение?" – эти вопросы, заявляет Карл Роджерс, должен поставить перед собой каждый человек – и сам же на них ответить. Можно с уверенностью сказать, что практическое воплощение в жизнь ответов на эти вопросы и будет являться процессом роста и становления.
Маслоу подчеркивал постоянно, что самоактуализация не является одномоментным событием. Она достигается „путем небольших, последовательно накапливаемых достижений“. Самоактуализация, как и сама жизнь, представляет собой продолжающийся процесс и осуществление выборов в каждой жизненной ситуации (фактически, в каждый момент времени). Так как в каждой ситуации можно выбрать либо бегство в защиту и безопасность, являющееся следствием страха, или, преодолевая страх, можно выбрать открытость жизни и тому, что она предлагает „здесь и сейчас“, что будет непременно вести к росту. Выбор такого рода и будет одним из шагов на пути к самоактуализации. Маслоу подчеркивает, что в каждой ситуации выбора необходимо делать выбор, ведущий к росту.
Если человек последователен на пути самоактуализации, пишет Маслоу, то ему на каждом следующем этапе, в каждый следующий момент жизни легче делать лучший, всё более органичный, всё более мудрый жизненный выбор. Для реализации ответов на запросы жизни, предполагающие проявление собственной сущности а не стремление к конформизму, также необходима смелость.
Моментом самоактуализации Маслоу считал момент переживания, раскрывающего человеческую сущность целиком и полностью. Условием достижения такого состояния является полная и самозабвенная сосредоточенность на переживаниях, без страха быть ими поглощенным. Ведь чтобы лучше понимать самого себя, своё жизненное ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, необходимо отважиться послушать самого себя, свое ПОДЛИННОЕ Я.
Роджерс отмечает, что в процессе своего становления человек осознает, что он не является тем, кто он есть на самом деле. Он, играющий постоянно какие-то чужие роли, меняющий одну за другой маски и прячущийся за фальшивыми фасадами, наконец начинает ощущать, что не может себе ответить на главный вопрос: что же он собой представляет.
А ведь до появления этого ощущения человек уверен, что он "делает себя", гоняясь за УСПЕХОМ, СЛАВОЙ, ВЛАСТЬЮ, уделяя максимум внимания развитию качеств, которые делают его выше, сильнее и значительнее других людей. Так проявляет себя ГОРДЫНЯ - то есть служение своему ИДЕАЛЬНОМУ Я. Конечно, человек СВОБОДЕН в выборе того, каким ему быть, то есть он строит своими собственными руками и воплощает в жизнь по своей ВОЛЕ то, что он для себя решил. Однако служение ИДЕАЛЬНОМУ Я уводит человека от выполнения своего истинного предназначения - реализации его ПОДЛИННОГО Я. Но рано или поздно гонимое (а нередко и ненавидимое) человеком его ПОДЛИННОЕ Я даст себя знать.
Человек, живущий неполной жизнью, то есть не реализующий свои потенциалы, придает свою природу, считает Ирвин Ялом. Результатом этого станет встреча с ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНОЙ, задача которой показать человеку, что он он "делает из себя не то, кем он может быть". По словам Карен Хорни, "отказаться от самого себя - все равно что продать душу дьяволу". Карл Роджерс утверждает, что человек, решивший "быть не самим собой, а кем-то другим", обречен на переживание тяжелого ОТЧАЯНИЯ.
Карл Роджерс отмечает у людей в процессе становления тенденцию „найти нечто более важное, нечто такое, что более правдиво представляло бы их самих“. Человек „начинает ломать поддельный фасад, сбрасывать маски и отказываться от ролей, в которых он до сих пор имел дело с жизнью. Он узнаёт, насколько нереальны его поведение и переживаемые им чувства, насколько они далеки от истинных реакций его организма, представляя собой фасад, стену, за которой он прятался от жизни. Он открывает, насколько соответствует тому, каким ему приходится быть, а не тому, каков он есть на самом деле“.
Он часто обнаруживает, что существует лишь в качестве отклика на требования других людей, ему кажется, что у него нет своего "Я" и что он всего лишь старается думать, чувствовать и вести себя так, как, по мнению других, ему следует думать, чувствовать и вести себя. Человек постепенно осознаёт, кто он НЕ ЕСТЬ и, вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фасад – он сам, он подходит ближе к тому, чтобы быть собой, а именно к тому, чтобы для начала честно осознать, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие. Это может выражаться просто в страхе предстать перед другими таким, каков ты есть (в этих страхах проявляет себя ТРЕВОГА ОБИЖЕННОЙ ГОРДОСТИ). Маслоу видит одной из фундаментальных задач становления собой отказ от поведения, продиктованного „встроенными“ голосами родителей, традиций или авторитетов (см. ДИАЛОГИЗИРУЮЩАЯ САМОСТЬ). Принятие на себя ответственности, отказ быть конформистом являются одной из составляющих самоактуализации. Ответственное решение предполагает честность ответа на вопросы, задаваемые жизнью. Эти ответы следует искать внутри самого себя, а не ориентируясь на мнение и взгляды других, не надевая маски и не играя в игры, чтобы нравиться другим или быть таким, как другие.
Роджерс также отмечает, что, двигаясь к тому, чтобы быть свободным и независимым, стремясь к руководству собой, человек постепенно приближается к таким целям, к которым именно он хочет идти. Он начинает отвечать за свои поступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие – нет.
Он уходит от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура, от бытия тем, кем его хотят видеть, от довлеющего над ним образа того, кем он "должен быть" (это – бесконечные требования, бесконечные "НАДО", как говорила Карен Хорни). Уходит от "Я", которое должно быть хорошим, которое должно быть покорным. Или, напротив, обнаруживает, что был вынужден считать себя плохим, и именно от этого представления о себе как о ком-то постыдном и плохом он отходит.
Он предпочитает не прятать себя и свои чувства от самих себя или даже от некоторых значимых для них людей, не хочет быть тем, кем ему "следует" быть, быть просто приятным для других (потому ли, что этого от него ждут, или потому, что это могло бы заставить людей любить его).
Срывание с себя масок неминуемо вызывает бури чувств. Если испугаться этих эмоций, если счесть опасным для себя переживание их во всей полноте, то движение к себе может оказаться под угрозой.
Поэтому следующей важной задачей человека на пути его становления Роджерс и Маслоу видят свободу чувств и мыслей. совершенствование умения прислушаться к голосу своих эмоций и внутренних импульсов, чтобы дать проявиться своей самости. Ведь именно в такие моменты, пишет Роджерс, сознавая и открыто проявляя свои эмоции, открывая доселе неизвестные компоненты своего "Я", может быть впервые ощущая себя во всей полноте человек начинает быть тем, кто он есть. В результате приходит понимание того, что внутренние реакции и переживания, послания чувств и внутренних органов, являются дружескими. Вместе с этим возникает стремление приблизиться к внутренним источникам информации, а не закрыться от них.
Принятие на себя ответственности за тот или иной выбор всегда сопровождается тревогой. Поэтому самопознание, уяснение человеком, кто он такой, осознание им своих вкусов, своих предпочтений, ЦЕННОСТЕЙ, жизненного предназначения обязательно предполагает и выявление и осознание им своих психологических защит, считает Маслоу. Следующим шагом должен стать отказ от применения этих защит, искажающих и восприятие реальности, и полноценное функционирование в этой реальности. Отказ от защит требует мужества. Но, каким бы болезненным ни был этот шаг, он жизненно необходим, ибо является шагом самоактуализации и ведёт к росту. Уже одно осознание человеком, факта, что именно он делает выбор и сам определяет для себя ценность своего опыта, вселяет в него силы.
Далее, человеку важно открыть СМЫСЛ всего, что происходит с ним, на основе собственного опыта непрерывно изменяющейся реальности, не убегая от этого опыта и не скрывая от самого себя его (пусть и неприятных) деталей, и, в неменьшей степени, не диктуя и не навязывая себе значений происходящего.
Роджерс подчеркивал, что становление человека – это бесконечный процесс и называл его „хорошей жизнью“. Ведь быть тем, кто ты есть – не значит оставаться статичным, "быть постоянным", "быть неизменным", подчеркивает Роджерс. „Быть тем, кто ты есть, – значит полностью стать процессом. Изменения больше всего ускоряются, когда кто-то хочет быть тем, кто он есть на самом деле“.
Как писал Кьеркегор, „существующий человек постоянно находится в процессе становления... и его мышление действует на языке процесса...“. Большая открытость происходящему внутри связана с подобной же открытостью по отношению к опыту, получаемому от внешнего мира. При этом жизнь воспринимается как приключение, как поход в незнаемое.
Отношение к собственному опыту будет дружеским и открытым. Человек начинает все больше ценить тот процесс, которым он является. При этом отмечается всё более растущее доверие к этому процессу, к своему опыту, выражающееся в том, чтобы дать возможность собственному опыту вести человека вперед, к целям, которые он может порой лишь смутно определить.
Человек в процессе становления все меньше и меньше ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов и стандартов, по которым надо жить. Он осознает, что выбор – это его личное дело. Всё больше приближаясь к самому себе человек начинает осознавать, что единственно, что имеет смысл – это насколько полно его образ жизни удовлетворяет и насколько верно выражает его сущность. По мнению Роджерса, это самый важный вопрос для творческого индивида (как мы ещо увидим ниже, творчество здесь понимается очень широко). Так человек смещается от ориентации на оценку своего поведения другими людьми на САМООЦЕНКУ
Важными вехами на пути к самоактуализации Маслоу считает пиковые переживания – моменты экстаза, когда человек наиболее целостен, наиболее полно сознаёт и себя, и мир, и других. В такие моменты, которые Маслоу называет моментами мистического опыта, происходит открытие того, что человек представляет собой на самом деле. Абрахам Маслоу так описывает последствия пиковых переживаний:
- Пиковые переживания оказывают терапевтическое воздействие в прямом смысле этого слова – устраняют симптомы. История человечества сохранила немало сведений о таком преобразующем опыте.
- Эти переживания могут изменить к лучшему мнение человека о самом себе.
- Они могут внести самые разные изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми.
- Они могут внести более или менее устойчивые изменения в его мировоззрение, а также в его представление о различных аспектах или частях мира.
- Они могут высвободить творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида.
- Человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.
- Человек больше не склонен считать, что жизнь, в принципе, не стоит того, чтобы ее прожить, даже если она, как правило, является серой, приземленной, болезненной или не приносящей удовлетворения, потому что Он убедился в существовании красоты, радости, честности, доброты, истины, азарта и смысла. То есть у него есть основания жить, и самоубийство и желание умереть становятся менее вероятными.
Маслоу говорит, цитируя К. С. Льюиса, что для достижения таких пиковых переживаний надо быть "удивленным радостью". Маслоу утверждает, что „когда человек становится интегрированным, то же происходит с его миром“. То есть, если человек целен, интегрирован, конгруэнтен, то и его мир тоже хорош.
Маслоу призывал к развитию способностей к „активному ощущению“, чтобы человек мог понять, „что он любит или не любит и кем он хочет стать“. Для этого человеку требуется, по мнению Маслоу:
- физическое, эмоциональное и интеллектуальное погружение в себя;
- признание и дальнейшее изучение своих способностей;
- начало деятельности или творчества;
- определение своего темпа и ритма, и выбор задачи, которую можно решить в это конкретное время, что включает в себя умение
- не брать на себя слишком много;
- овладение навыками, которые можно применить в других затеях, и каждый раз – возможность принятия активного участия в
- каком-нибудь, пусть даже самом незначительном событии, чтобы точнее определить сферу своих интересов.
Человек, становящийся самим собой, по сути, выполняет возложенную на него высокую миссию. Уильям Джеймс пишет по этому поводу: "Тот, кто может воскликнуть вместе с Марком Аврелием: "О, Вселенная! Все, что ты желаешь, то и я желаю!", имеет личность, из которой удалено до последней черты все, ограничивающее, суживающее ее содержание - содержание такой личности всеобъемлюще".
Думаю, я наглядно показал, что становление есть БЫТИЕ СОБОЙ, и что оно чуждо ТЩЕСЛАВИЮ. "Роза цветет потому, что она роза, не спрашивая зачем и не прихорашиваясь, чтобы привлечь чей-то взгляд", - любил говаривать Энтони де Мелльо.