Источники самооценки
"Я лучше, чем ты"
"Чем же лучше?"
"Чем ты!!!"
(из старого анекдота)
Источники самооценки являются основой самоценности.
Наиболее часто люди, участвующие в опросах, называют в качестве важнейших источников самооценки свои собственные качества, способности, знания, облик. На втором месте стоят социальные источники, как, например, вовлеченность в социальные отношения. Некоторое число опрошенных считает важнейшим источником самооценки то, что они в чем-то превосходят других людей, чем-то "лучше", чем другие.
Примечательно, что весьма ограниченное число опрошенных отмечает, что они не нуждаются во внешних источниках, поскольку они обладают способностью принимать себя такими, каковы они есть. Стоит отметить, что именно самооценка, базирующаяся на самоприятии, является стабильной основой ощущения самоценности, поскольку не зависит от успеха или признания со стороны других людей. Про таких людей можно сказать, что их самооценка базируетсай на внутренних источниках. Самооценка, основывающаяся на самовосприятии, будет более устойчивой, поскольку она (базирующаяся на объективных критериях) существенно меньше зависит от влияния внешних факторов.
Остальные (внешние) источники самооценки можно назвать проблемными.
Так, поиск внешнего признания ведет к тому, что человек стремится подстраиваться под других.
Стремление к превосходству может сопровождаться АГРЕССИВНОСТЬЮ в межчеловеческих отношениях.
Стремление к УСПЕХУ будет зависеть от массы внешних обстоятельств, делающих успех достижимым или недостижимым. Кроме всего прочего, успех далеко не всегда достижим, потому что человек не определяет для себя четко критерии успеха. Поэтому даже весьма положительные результаты деятельности могут сопровождаться разочарованием и снижением самооценки.
Многие исследования выявили зависимость между высоким социально-экономическим статусом и чувством высокой самоценности. Причем это соотношение начинает расти примерно с 11-летнего возраста, достигая максимума в зрелом возрасте, а после 60 лет снова существенно идет на убыль. Это свидетельствует в пользу того, что самооценка в молодые годы зависит от стремления "чего-то достичь" в своей жизни. Это стремление в пожилом возрасте будет уже не столь актуальным. Кроме того, с высоты своих лет люди нередко скептически относятся к подобным стремлениям. Важно отметить, что чувство самоценности более сильно зависит от образования и профессии, а не от размера дохода.
Многие (казалось бы, внутренние, поскольку присущие человеку) источники высокой самооценки преходящи по определению. К ним относятся, например, спортивность и внешняя привлекательность. Потеря этих свойств (с возрастом, вследствие болезни или несчастного случая) может вести к массивным проблемам самооценки, причем тем более выраженным, чем большее значение придавалось этим личным качествам в прошлом. Именно стремление сохранить эти источники самооценки заставляет людей прибегать к пластическим операциям и поддерживать финансовый оборот торговцев "вечной молодостью" (косметика, пищевые добавки, различные "омолаживающие" программы и т. д .).
Опора на такие (внешние) источники самооценки проблематична, поскольку любая перемена будет превращаться в тяжелое испытание для чувства самоценности, которое должно будет каждый раз утверждаться по новой.
Все источники самооценки (особенно внешние) являются весьма динамичными, поскольку имеют склонность меняться в их выраженности, а иногда и вовсе исчезать. К таким переменным относятся следующие виды источников самооценки:
- поддержка со стороны семьи (быть источником гордости для своей семьи)
- признание со стороны других соревновательность (быть лучше, выше, сильнее, быстрее)
- внешний облик (если меня другие не уважают, я не могу себя уважать)
- религиозность (если меня Бог не любит, я не имею никакой ценности)
- успех
- ориентированность на социальные нормы и ценности
Проблемы самооценки в связи с крахом того или иного источника могут приводить к различным заболеваниям. Так, зависимость от родительского прзнания нередко выливается (например, в случае ощущения родительской "нелюбви") в алкоголизм или наркоманию. Нарушения питания (например, анорексия) чаще встречаются у людей, которые особое значение придают своей внешней привлекательности.
Легко заметить, что опора на рассмотренные выше источники самооценки имеет в основе своей ориентировку на МОДУС ОБЛАДАНИЯ. Человек стремится окружить себя некими "СУБСТАНЦИЯМИ", которые могли бы обеспечить ему непреходящую уверенность в собственной значимости. Хочу подчеркнуть, что все рассмотренные факторы, участвующие в формировании самооценки, могут также формировать ИДЕНТИЧНОСТЬ человека. Если составляющие самооценки воспринимаются человеком как часть его самого, если он отождествляет себя с ними – то они становятся частью его ИДЕНТИЧНОСТИ.
Важный шаг в сторону понимания того, где же находится ПОДЛИННОЕ Я – это попытаться растождествиться. Для этого надо как бы отринуть от себя все наносное, в первую очередь то, что создает ложную идентичность, что делает самооценку незаслуженно высокой. Незаслуженно в следующем смысле: то, что человек “в себе” ценит не исходит от личности самого человека, от его Я. То есть при растождествлении как бы отбрасывается прочь, отпадает все внешнее к сердцевине личности, к ПОДЛИННОМУ Я, к тому, что направляет процесс СТАНОВЛЕНИЯ.
В этой связи стоит особо подчеркнуть, что вроде бы относящиеся непосредственно к самому человеку источники самооценки (такие как как внешняя привлекательность, особые свойства и способности, ум и т. д.) являются преходящими, как любая "субстанция" которой мы "обладаем". Кроме того - и это чрезвычайно важно иметь в виду - все эти и им подобные качества человека являются все же внешними по отношению к его "Я", к его САМОСТИ, которые чужды обладанию, сами являясь бесконечным процессом перемен.
СТАБИЛЬНОСТЬ И НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ЧУВСТВА САМОЦЕННОСТИ
Чувство самоценности выступает как в роли свойства (относясь к жизни в целом), так и в роли состояния (относительно текущего момента).
Как свойство, это чувство обладает определенной долей постоянства, находясь годами в среднем на определенном уровне. При этом в детстве и в пожилом возрасте стабильность чувства самоценности ограничена. В старости взгляд на прожитую жизнь может вызвать как чувство удовлетворения состоявшейся жизнью, а может и пробудить ощущение большой жизненной неудачи.
Как состояние, чувство самоценности подвержено колебаниям во временном континууме (подчас существенным) - особенно если самооценка человека опирается на рассмотренные нами выше преходящие источники.
Чувство самоценности может быть у некоторых людей очень стабильным, почти неколебимым. Особенно это свойственно людям с опорой на непреходящие источники самооценки. Крайне нестабильное чувство самоценности "воспитывается" с детства, если родители дают своим детям мало любви и признания и непрестанно их критикуют.
Для проявлений характера человека имеют большое значение как уровень, так и стабильность самооценки. Так, люди с нестабильно высокой самооценкой будут (в отличие от людей со стабильно высокой самооценкой) особенно агрессивными и злобными. В то же время, депрессивными будут люди со стабильно низкой самооценкой. Если низкая самооценка сочетается с колебаниями, то подверженность таких людей депрессии будет в значительной степени меньше.
С одной стороны, поведение человека влияет на то, каким он себя воспринимает ("Я помогаю другим, значит я добрый и отзывчивый"), с другой стороны, самовосприятие человека влияет на то, какие поступки он совершает ("Я добрый и отзывчивый, поэтому я помогаю другим"). Самовосприятие осуществляется с помощью так называемой обратной связи (реакции окружения на поведение человека) либо с опорой на социальные сравнения (сравнивая себя и свои поступки с окружающими людьми и их поступками).
Люди, убежденные в том, что их способности стабильны и неизменны, склонны к тому, что они прикладывают меньше усилий в разрешение проблемных ситуаций. Если же они убеждены, что в данной ситуации их сил и способностей недостаточно, то они могут вообще отказаться от борьбы. Для подобных людей (особенно привыкших к похвалам за их предыдущие успехи и способности) весьма проблематичным будет то, что они могут показывать заведомо меньшие результаты при усилении требований - в особенности, если они не могут решить проблему или задание вполсилы. В таких ситуациях (стремясь предотвратить угрозу чувству самоценности) они стараются избегать сложных заданий и конфронтации с проблемами, что ведет к существенному недоиспользованию их потенциала.
Те же, кто убежден в том, что их способности - не нечто раз и навсегда данное, что их способности пластичны, могут быть тренированы и подвергаться совершенствованию, прилагают энергичные усилия для разрешения проблем - и при этом учатся на своем опыте. Для таких людей сложные задания и проблемы - не столько угроза, сколько возможность испытать свои силы и чему-то научиться.