Самость по Уильяму Джеймсу
Уильям Джеймс (11 января 1842 — 16 августа 1910), американский психолог
Уильяму Джеймсу приписывается приоритет введения в психологию понятия „самость“ (англ., „self“) - в переводах часто дается как"личность". Он различал самость и Эго (Я) как познаваемую и познающую стороны самосознания. Ведь человек всегда и осознает и является частью осознаваемого. То есть он одновременно выступает как субъект познания и как его объект. В любом своем опыте и переживании человек и познает, и осознает самого себя. Поэтому Уильям Джеймс и выделяет познаваемый элемент в сознании человека (самость, личность, эмпирическое Ego) и его познающий элемент ("Я", чистое Ego).
По мнению Джеймса, самостью (личность) человека в самом широком смысле является „общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жену, детей, предков и друзей, его репутацию и труды, его имение, лошадей, его яхту и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства. Если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно - он торжествует; если дела приходят в упадок - он огорчен; разумеется, каждый из перечисленных нами объектов неодинаково влияет на состояние его духа, но все они оказывают более или менее сходное воздействие на его самочувствие“.
Джеймс различает три составляющих самости.
К физической составляющей (физическая самость или личность) Джеймс относит телесную организацию и одежду (включая украшения), семью и домашний очаг со всей его обстановкой, а также всё, чем человек обладает. Именно поэтому человек радуется и гордится, если те или иные составляющие его физической самости процветают, страдает, если с кем-то, ему близким, происходит несчастье, стыдится, когда кто-то из значимых людей поступает дурно. Человеку свойственно инстинктивное стремление охранять то, что составляет его самость. Тесно вплетены в самость человека произведения его собственного труда, дела жизни. „Немногие люди не почувствовали бы своего личного уничтожения, если бы произведение их рук и мозга (например, коллекция насекомых или обширный рукописный труд), созидавшееся ими в течение целой жизни, вдруг оказалось уничтоженным. При потере того, чем мы обладаем, пишет Джеймс, мы испытываем „чувство умаления нашей личности, превращения некоторой части ее в ничто“.
Социальная самость (личность) человека формируется за счет признания его личности (или отдельных её свойств, сторон) со стороны других людей. „Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. Посягнуть на это представление - значит посягнуть на самого человека. Но, принимая во внимание, что лица, имеющие представление о данном человеке, естественно распадаются на классы, мы можем сказать, что на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит“. Акцентирование человеком той или иной стороны своей социальной личности в процессе взаимодействия со значимыми людьми может привести нередко к „дисгармоничному раздвоению социальной личности“. Джеймс подчеркивает, что человек имеет на практике несколько социальных личностей. Это то, что мы сейчас называем „ролями“. По словам Джеймса, „добрая или худая слава человека, его честь или позор - это названия для одной из его социальных личностей… . То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни“.
И, наконец, третьей составляющей является духовная самость или личность, под которой Джеймс разумеет „полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств“, всю совокупность стремлений к духовному прогрессу, включая умственную и нравственную его составляющие. Но самым центром, самым ядром человеческого "я", Джеймс считал чувство активности, называя его „святая святых нашего существа“, где, по сути, находится источник решимости и воли. "На это чувство внутренней активности (святое святых нашего существа) часто указывали как на непосредственное проявление жизненной субстанции нашей души", - пишет Джеймс.
Уильям Джеймс многократно отмечал, что самость человека представляет собой иерархию субличностей. Каждая из них обладает определенными свойствами, которые в совокупности и составляют человеческую личность, имеющую множество граней. Из них формируется многогранный характер человека. Человек может активно приписывать больше ценности той или иной "субличности". "Часто природная наклонность заботиться о себе вызывает в нас стремление расширять различные стороны личности; мы преднамеренно отказываемся от развития в себе лишь того, в чем не надеемся достигнуть успеха", - пишет Джеймс.
Уильям Джеймс предупреждает, что одновременно и успешно все свойства характера развиваться не могут. Как только человек начал развивать одно из свойств своего характера, как оно „тотчас заглушило другие“. Поэтому Джеймс призывает к развитию „глубочайшей, сильнейшей стороны своего "я"… Тем самым Джеймс подчеркивает значение ВОЛИ и ВЫБОРА в развитии собственной личности.
Неудачи в развитии основной стороны характера – „суть действительные неудачи, вызывающие стыд, а успех – настоящий успех, приносящий нам истинную радость“. Все другие стороны самости Джеймс считает „призрачными“, поэтому „мы не чувствуем стыда, потерпев неудачу в чем-нибудь, не имеющем отношения к тому свойству нашего характера, которое остановило исключительно на себе наше внимание“.
Признавая, что каждый человек „рассматривает свое "я" как нечто постоянное, не изменяющееся“, Джеймс обращает наше внимание на то, что все составляющие самости являются „объектами мысли, которая во всякое время совершает свой процесс познания“. Иными словами, самость каждый раз будет, по сути, отличной от той, что была минуту назад, так как она является как чем-то заданным, что подлежит познанию, оценке, осмыслению, так же и продуктом самопознания, самооценки и самоосмысления.
***
Смотрите также презентацию СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ САМОСТИ