Творческий подход
„Креативность – это особый способ мировосприятия,
особый способ взаимодействия с реальностью“
Абрахам Маслоу
Карл Роджерс неоднократно обращает наше внимание на то, что в модусе бытия человеку свойствен творческий подход к жизни, подразумевая под творчеством не только и не столько создание произведений искусства, сколько "способность человека собственными руками формировать себя и свои отношения с другими людьми и с миром, жить ценностями, которые он открыл в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом... Это предполагает как восприимчивую открытость миру, так и веру в себя и свои способности".
Самоактуализирующийся человек, отмечает Роджерс, "не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но почти обязательно не будет КОНФОРМИСТОМ. В любое время и в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой, которая необходима для сбалансированного удовлетворения его нужд".
Джеймс Холл, говоря о процессе роста, сравнивал его с сотворением нового мира, когда „изменяется не только ЭГО – изменяется вся структура «мира», включая и роль других значимых людей“.
Маслоу утверждает, что человеческой природе вообще свойственна креативность. Она является врождённым свойством человека. Она имеет свои истоки в способности наивного восприятия жизни. Эта способность, к сожалению, часто утрачивается по мере социализации. Лишь некоторые, повзрослев, вновь обретают эту способность (Сантаяна называл её "вторичной наивностью").
Креативность является, согласно Маслоу, способом самовыражения: „чем бы ни занимался креативный человек, что бы он ни делал, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества“. Креативность помогает привнести смысл в любую рутинную, механическую деятельность и превратить ее в веселую, забавную игру.
В своей креативности самоактуализирующиеся люди ведут себя просто и естественно, не пытаясь пустить другим пыль в глаза или произвести впечатления на окружающих.
Многие мудрецы, трактовавшие Тору, говорят о том, что человек является со-творцом Всевышнего. На каждом этапе своей жизни человек пытается раскрыть то, что в нем заложено, чтобы приблизиться к тому подобию с Творцом, о котором говорится в первой главе (,,Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...").
То есть человек ответствен за то, чтобы своими руками ежемоментно создавать САМОГО СЕБЯ.
Можно смело утверждать, что в этом творчестве, в сотворении самого себя, в СТАНОВЛЕНИИ СОБОЙ заложен глубочайший СМЫСЛ человеческого существования.