Ответственная мораль и социальное поведение
„Не нужно слишком большого оптимизма, чтобы предположить, что из нас, людей, может возникнуть нечто лучшее и высшее, - пишет Конрад Лоренц, - Будучи далек от того, чтобы видеть в человеке подобие Божие, лучше которого ничего быть не может, я утверждаю более скромно и, как мне кажется, с большим почтением к Творению и его неиспользованным возможностям: связующее звено между животными и подлинно человечными людьми, которое долго ищут и никак не могут найти, - это мы!“
С испокон веков люди приходят к пониманию того, что человек не смеет слепо следовать своим чувствам и импульсам, а должен учиться властвовать над ними и ответственно контролировать их проявления. Подавление побуждений, которые могут вызывать поведение, негативно затрагивающее других людей, и, напротив, совершение поступков, которые укрепляют стабильность межчеловеческих отношений, называется социальным поведением.
Конрад Лоренц отмечает, что люди отличаются друг от друга выраженностью врожденной склонности к социальному поведению. Но неважно, насколько в нем выражена эта склонность, человек все же страдает (в большей или меньшей степени) от необходимости подавлять свои побуждения. „Навязанное общим благом отречение от собственных побуждений заставляет страдать каждого из нас, - пишет Конрад Лоренц, - но особенно это относится к тем людям, которые в результате ломаются и становятся либо невротиками, т.е. больными, либо преступниками“.
Ответственная МОРАЛЬ является компенсационным механизмом, который сдерживает „несоциальное“ поведение человека, основанное на его естественных побуждениях, и держит под контролем поведение социальное. Однако компенсаторный механизм (как и любой другой работающий механизм) всегда требует затрат энергии. Поэтому возрастание нагрузки на этот механизм (неважно, какой природы эта нагрузка) истощает сдерживающие силы и социальное поведение людей становится "некомпенсированным".
Мораль, по словам Конрада Лоренца, легче всего отказывает не под влиянием одиночного, резкого и чрезмерного испытания. Напротив, легче всего это происходит под воздействием истощающего, долговременного нервного перенапряжения, какого бы рода оно ни было. Заботы, нужда, голод, страх, переутомление, крушение надежд и т.д. - все это действует в направление повышенной истощаемости механизмов контроля социального поведения.
Конрад Лоренц так описывает воздействие стрессов и нервных перенапряжений на механизмы контроля социального поведения:
„Кто ведет себя социально уже по естественной склонности, тому в обычных обстоятельствах почти не нужны механизмы компенсации, а в случае нужды он обладает мощными моральными резервами.
Кто уже в повседневных условиях вынужден тратить все сдерживающие силы своей моральной ответственности, чтобы держаться на уровне требований культурного общества, - тот, естественно, гораздо раньше ломается при возрастании нагрузки.
Кто имел возможность наблюдать множество людей в условиях такого рода – на войне или в заключении, - тот знает, насколько непредвиденно и внезапно наступает моральная декомпенсация. Люди, на которых, казалось, можно положиться как на каменную гору, неожиданно ломаются; а в других, не вызывавших особого доверия, открываются просто-таки неисчерпаемые источники сил, и они одним лишь своим примером помогают бесчисленному множеству остальных сохранить моральную стойкость.
Однако пережившие нечто подобное знают и то, что сила доброй воли и ее устойчивость - две независимые переменные. Осознав это, основательно учишься не чувствовать себя выше того, кто сломался раньше, чем ты сам. Наилучший и благороднейший в конце концов доходит до такой точки, что больше не может“. Вспомним, как Христос, распятый на кресте, возопил к Отцу своему небесному: "Эли. Эли, ламма ассахфани?" („Отче, Отче, зачем ты оставил меня!!!“).