quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Вина

Толковый словарь русского языка Владимира Даля дает такое определение вины: «ВИНА - провинность, проступок, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок».

С точки зрения законов и межсубъектных отношений виновным считается тот, кто поступил вопреки правилам, договоренностям или законам (включая Божественные Законы и ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ), нанеся тем самым определенный ущерб кому-то (в том числе и самому себе) или чему-то. Такой человек должен возметить нанесенный ущерб - по собственной ли воле, по договоренности ли или вследствие приговора суда.

Для очень многих случаев писанными или неписанными правилами и законами устанавливаются конкретные виды возмещения ущерба. Вспомним старинную формулу „око за око, зуб за зуб“, которую, конечно, не стоит понимать буквально. Эта формула просто в доступной форме показывает, что возмещение должно быть адекватно нанесенному ущербу.

В терминах ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ вина является следствием фрустрации ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ, то есть связана с совершением какого-либо поступка, имеющего нежелательные последствия как для других людей, так и для самого человека. Не лишним будет еще раз подчеркнуть, что поступком является и слово, и бездействие. Причем как действие или слово, так и бездействие или молчание должны быть предосудительными или запрещенными. Но этого мало.

Для вины необходимо еще одно важное условие. Лиз Бурбо подчеркивает, что человек виноват, когда он знает, что может навредить или причинить зло кому-то или самому себе и тем не менее делает это. По ее словам, „даже если человек говорит: «Я слишком поспешно сказал или сделал это, я об этом не подумал», он виноват, если заранее знал, что это действие или слово могло нанести вред: знать заранее что-то означает иметь предварительное подтверждение этого“.

То есть, главное условие виновности – это намерение (явное или скрытое) добиться своим поступком именно данного результата. Мы говорили в одном из предыдущих разделов предыдущем разделе о КАВАНЕ – намерении, с которым был совершен поступок, при знании о возможных последствиях этого поступка и о его недозволенности. Если человек, зная об этом, всё же так поступает, значит он виновен и должен отвечать (платить) за свой поступок.

Здесь ответственность сливается с виной. По словам Эриха Фромма, „об ответственности обычно говорится, когда я должен быть за что-то наказан или в чем-то обвинен. При этом едва ли есть различие, даю ли я обвинить себя другим или обвиняю себя сам. Если я сам считаю себя виноватым, то я сам себя накажу, если другие находят меня виноватым, то они меня накажут. В этом смысле ответственность означает следующее: „Я сознаю, что я это сделал““.

То есть человек, осознавший свою виновность, в конечном счете, судит сам себя. Джон Ролз отмечает, что способность человека переживать вину "проявляется в признании уместности наказания и осуждение и в снисходительности, смягчающей гнев и негодование, к другим, когда они терпят неудачу в исполнении своих ролей. Отсутствие таких склонностей выдает отсутствие уз дружбы и взаимного ДОВЕРИЯ". Иными словами, способность переживать свою вину является важнейшей предпосылкой для полноценных и справедливых межчеловеческих ОТНОШЕНИЙ. Человек, не способный переживать вину, "не мучается тяготами, которые выпадают другим, и не обеспокоен отсутствием доверия", подчеркивает Ролз.

Человек чувствует себя виноватым исходя из своих собственных нравственных ценностей, которые сами вытекают из его же верований или убеждений, считает Лиз Бурбо. Главный судья здесь – некая внутренняя инстанция, отвечающая за соблюдение норм и правил, называемая СОВЕСТЬЮ.

Психолог Елена Лопухина пишет в этой связи:

„Совесть и ответственность напоминают человеку, с одной стороны, про боль других людей и, с другой стороны, про неизбежное эмоциональное отдаление от него других людей, если он в дальнейшем будет так себя вести. Переживания, вызываемые совестью, включают сожаление о содеянном и сопереживание пострадавшему. Они, по своей сути, ориентированны на состояние другого человека, – «во мне болит его боль»“.

Итак, человек, всегда и неизбежно отвечающий за последствия своих поступков, становится виновным, если своим намеренным поступком он нанес кому-то или чему-то ущерб и осознал это. И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ здесь означает необходимость расплаты.

Расплата имеет целью возмещение ущерба. Важно понимать, что никакая расплата не означает “перечеркивание” совершенного. Мы говорили об этом в разделе, посвященном ТРЕВОГЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ. То есть, виновный не может никоим образом сделать небывшим то, что свершилось при его непосредственном участии. Состоявшаяся судьба не может быть изменена.

Однако, по словам Виктора Франкла, человек имеет возможность преобразования себя:

„В случае вины человек занимает позицию по отношению к самому себе. Человек может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя – прерогатива человеческого существования. Иными словами, это привилегия человека – становиться виновным, и его ответственность – преодолеть вину".

В основе такого преодоления лежит взятие на себя ОТВЕТСТВЕННОСТИ: осознание своей вины, исправление (по возможности) ее последствий и принятие решения не поступать впредь подобным образом. Подробнее об этом мы поговорим в разделе „ТРЕВОГА И РОСТ“.

Здесь же мне хотелось особо подчеркнуть необходимость различать осознание реальной вины и ЧУВСТВО ВИНЫ (см. следующую главу).

А для этого необходимо привлечение чувства реальности. Тогда можно отличить реальный проступок (вследствие которого произошло событие, вызывающее чувство вины) от проступка предполагаемого. Предполагаемый проступок приписывается человеком самому себе либо инкриминируется ему другими людьми. То есть некое событие или обстоятельство, нанесшие кому-то вред, не связаны напрямую с поступком данного человека либо вызваны им ненамеренно.

Если человек хронически страдает от ощущения своей виновности, если это ощущение определяет все его поведение, блокирует важнейшие жизненные решения человека, то можно говорить о ТРЕВОГЕ ВИНЫ. Эта тревога базируется не на осознании и искуплении человеком своей реальной, а на ЧУВСТВЕ ВИНЫ.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

Вина и смерть