quote Сильная тревога и депрессия уничтожают время, делают невозможным будущее. Или напротив,
тревога пациента в отношении времени, его неспособность "иметь" будущее, вызывает тревогу
и депрессию. Так или иначе, самым неприятным аспектом затруднительного положения
пациента является то, что он не в состоянии представить что-то в будущем,
когда он уже не будет испытывать тревогу или депрессию
Минковски (цит. по Ролло Мэй)

Защиты от тревоги вины

Переживание вины порою настолько мучительно, что человек может быть готов на самые радикальные меры, чтобы избавиться от этого чувства. Если эти меры способствуют внутреннему росту человека, то сами изменения, которые происходят с человеком, будут способствовать совладанию с тревогой.

Другие меры, как правило, осуществляемые в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ, можно назвать деструктивными, поскольку они, прогоняя, заглушая тревогу или „заставляя“ человека забыть о ней, загоняют человека в позицию глухой защиты, не давая ему проживать эффективно свою жизнь и исполнять свое предназначение, базирующееся на его задатках и потенциалах. Вот как проявляют себя некоторые формы защиты с помощью ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

К этой категории относится ряд „КЛАССИЧЕСКИХ“ ЗАЩИТ, как   ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ и МОРАЛИЗАЦИЯ, которые мы рассматриваем в соответствующем разделе. С помощью этих защитных механизмов находятся оправдания тому, что человек повел себя именно таким образом, совершил именно такой поступок, осуществил именно этот выбор.

Особенно помогает в самооправданиях сравнение с другими – типа:

„если уж он (она, они...) так живут (так решают, так поступают...),
то и мне можно (не зазорно, не предосудительно...)“.

Одной из основных стратегий в этом решении проблемы тревоги будет преуменьшение своей виновности (ОТРИЦАНИЕ) и взваливание ответственности за некое событие либо на жертву, либо на других людей или на обстоятельства. При этом нередко другим людям (по механизму ПРОЕКЦИИ) будут приписываться нехорошие намерения, которые человек либо знает в самом себе либо опасается того, что именно они могли привести к событию, по поводу которого он испытывает чувство вины.

Обхождение с истиной виновностью при таком подходе вряд ли будет правильным – вместо искупления вины и изменения собственного поведения человек будет затушевывать свою реальность. Здесь будет активно использоваться механизм ВЫТЕСНЕНИЯ.


ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ

Чтобы „забыть“ свою виновность, некоторые прибегают к „отпусканию возжей“ – то есть, человек прибегает к компульсивному решению: снимается контроль разума и совести, все поведение отдается на волю импульсов. Про такого человека говорят – пустился во все тяжкие. Нет нужды, наверное, объяснять, почему такой способ, на начальном этапе и отвлекающий от тревоги, в дальнейшем плодит новые проблемы, ведущие к новому, еще более мощному витку тревоги вины.


АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ

Уже рассматриваемые нами не раз суррогаты смысла служат и при этом виде тревоги хорошим подспорьем.

Так, ориентация на УСПЕХ будет не только отвлекать человека от конфронтации со своей истиной виновностью, но и „извинять“ его ошибки или проступки, если они совершены на пути к успеху или во имя „высоких целей“.

При переживании чувства вины хорошо „помогают“ различные субстанции – от табака и алкоголя до успокоительных средств и наркотиков. Этот пассивный способ хорош для человека, который ненавидит себя, не видит смысла в своей жизни за завесой вины – а потому и не предпринимает никаких активных шагов, чтобы выбраться из такой ситуации.

Но и при истиной виновности нередки попытки залить свою ошибку вином или "уколоться и забыться".


СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ

Модус обладания здесь проявляет себя тем, что человек уходит от ответа на запросы своей реальности (то есть предает МОДУС БЫТИЯ), и либо „избавляется“ от вины, как от ненужного балласта, либо „обрастает“ некими свойствами, „делающими“ его невиновным. И вина, и броня, от нее защищающая, рассматриваются человеком как нечто материальное.

Обхождение с чувством вины может пробуждать в человеке фантазии о собственном величии и силе, о безошибочности своих поступков – короче, о своем ИДЕАЛЬНОМ Я. Именно ему будет служить человек в ущерб своему ПОДЛИННОМУ Я.


ОТНОШЕНИЯ

Чувство вины, как мы уже говорили, порождает особый вид отношений между людьми – один из них как бы вечный грешник, а другой – правильный и праведный. Причем второй будет манипулировать первым в своих интересах. Однако первый, то есть человек с чувством вины,  будет не в меньшей степени получать выгоду от таких отношений. Они дают ему именно возможность прильнуть к другому, более сильному, положиться на него, раствориться и забыться в таких отношениях.

Конечно, они называют такие отношения любовью. И нередко годами и десятилетиями такие партнеры, обладающие друг к другом, не замечают, что они застывают в своем развитии или даже деградируют. Но игнорируют они и тот факт, что вместо наслаждения „любовью“ они находятся в постоянной борьбе друг с другом за то, чтобы сильнее привязать к себе своего партнера.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Существенно отвлекает от переживания собственной виновности любопытство по поводу того, кто и как из знакомых или знаменитостей совершил подобные или еще большие проступки и грехи.

О виртуальных способах защиты мы упомянем чуть ниже.

 

СМЕЩЕНИЕ ПО ОСЯМ БЫТИЯ

СМЕЩЕНИЕ ПО ОССЯМ БЫТИЯ является очень распространенным видом защиты при тревоге вины см. также ОСИ БЫТИЯ).

БЕГСТВО В ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО“ (чисто механическое перемещение), вызывая в человеке чувство новизны, может на какое-то время и избавить его от мучительных переживаний. Однако вскоре человек осознает, что груз вины (или ошущение своей виновности) он носит с собой – как в рюкзаке за спиной.

СМЕЩЕНИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ ОСИ (временная диссоциация), пожалуй, самый распространенный способ защиты от тревоги. Он представляет собой СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ.

Сюда относится, например, временная диссоциация с ПОЗИТИВНЫМ ГРАДИЕНТОМ, а именно уход в сладкие фантазии о “золотом” прошлом, когда ЕЩЕ не было совершено того поступка, за который человек испытывает чувство вины, или „раздумья“ о неком будущем, где, как по мановению волшебной палочки, УЖЕ нет ничего и никого, кто напоминает человеку о какой-то там виновности. Как мы уже не раз говорили, подобные сны наяву не имеют ничего общего с реальностью, ибо эти фантазии - “о прошлом, которого никогда не было, и о будущем, которое никогда не наступит”.

Другой вариант, напротив, представляет собой НЕГАТИВНЫЙ ГРАДИЕНТ смещения фокуса внимания на заботы или страхи, имевшие место в прошлом, или ожидаемые в будущем. По сути, так человек привлекает свое внимание к неким объектам, по поводу которых он испытывает негативные эмоции – и это спасает его от тревоги в настоящем моменте. Так функционирует „ФАБРИКА СТРАХОВ“.

Если фокус внимания смещается ПО БЫТИЙНОЙ ОСИ, то человек уносится в своих фантазиях в другие реальности, забывая о той „реальной реальности“, в которой он испытывает тревогу. Виртуальная реальность может развертываться либо в играх, либо в фантазиях человека. Степень деструктивности ее обусловливается степенью ухода человека от решения проблем в ФОКУСЕ ЕГО БЫТИЯ.