Смысл как мобилизующая сила
"Человек может претерпеть тяжелейшие испытания,
если он видит в них смысл"
Карл-Густав Юнг
Виктор Франкл описал состояние человека, которое он назвал ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫМ ВАКУУМОМ. Это состояние возникает тогда, когда человек ощущает отсутствие смысла в своей жизни. Этим состояниям свойствен депрессивный фон настроения, апатия, упадок сил. Таким образом, смысл, как видно, является для человека некой энергетической подпиткой.
Исходя из этого, Франкл рассматривает стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни в качестве врожденного стремления. И происходит это именно потому, что смысл, как утверждает Франкл, является основным движущим элементом человеческого поведения и личностного развития и роста. Виктор Франкл утверждает, что без веры в смысл своих поступков человек не в состоянии жить и активно действовать. Без такой побуждающей веры человек вряд ли сможет реализовать иные из своих замыслов. Ведь, как пишет Франкл, «даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти».
Как утверждает Пауль Тиллих, направленность человека на осмысленные содержания своего бытия прямо связана с витальностью, то есть с жизненной и творческой силой человека. Осмысленность целей дает человеку побудительный момент к их достижению.
Ролло Мэй также отмечает побуждающую силу смысла, проявляющую себя в человеческих желаниях. Именно смысл со своей мотивирующей энергией составляют самую сердцевину желания, толкающего человека на совершение целенаправленного и осмысленного поступка. Так, например, сексуальные желания здорового человека, находящегося в неэкстремальной ситуации, всегда избирательны. Человек делает свой выбор не сгоряча, а основываясь на своих предпочтениях и ЦЕННОСТЯХ. То есть выбор является в таких случаях осмысленным.
Если же человек находится в состоянии депривации и фрустрации своих сексуальных влечений (например, солдаты, служащие в глухих гарнизонах), то при появлении объекта удовлетворения влечения вместо сексуальных желаний мы будем иметь дело с удовлетворением сексуальных инстинктов, то есть с импульсивным поведением. То же самое будет иметь место и при КОМПУЛЬСИВНОМ СЕКСУАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ у психических больных. Подобную форму защиты от различных видов тревоги мы уже рассматривали.
«Каждый из нас стремится быть более живым, поскольку он знает, что слишком часто он не такой живой, каким мог бы быть и каким он хочет быть», - пишет Бьюдженталь и указывает, что условием полной жизненности (витальности) человека является смысл.
«Быть — это значит иметь способность облекаться в новые смыслы», — утверждает Налимов. По его мнению, смыслы делают человека активными - но только в том случае, если они постоянно обновляются в соответствии со сменой ситуации. Налимов предупреждает, что в противном случае смыслы могут играть и негативную, подавляющую, угнетающую роль, приводя к догматизму.
Признавая наличие у смысла мощной преобразующей силы, Михаил Бахтин указывает на то, что смысл сам по себе не может действовать как материальная сила, влияя на физические явления. Однако, принятый человеком, осуществляющим смысловое преображение бытия, смысл "оказывается сильнее всякой силы". «Мы уверенно поступаем тогда, когда поступаем не от себя, а как одержимые необходимостью смысла...», - заявляет Бахтин.
Смысл по мнению Франкла, должен всегда находиться впереди бытия, на путях человека к своему СТАНОВЛЕНИЮ. При этом, как утверждает Франкл, "смысл смысла" состоит в том, чтобы "задавать темп бытию". Именно смысл будущего (того, что только будет реализовано осмысленным поступком), дает человеку заряд энергии для движения в будущее. Это энергетическое напряжение является неотъемлемым условием того, что человек будет ощущать себя здоровым.