quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Ценности и нормы

Как заявляет Виктор Франкл, кроме личных смыслов имеются смыслы, которые присущи людям, относящимся к определенной группе, обществу, культуре. Многие смыслы проносятся человечеством через всю его историю. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями.

То есть ценности можно определить как некие универсальные смыслы типичных для данного общества или всего человечества ситуаций. На основе ценностей каждый человек обретает смыслы – как смыслы каждой конкретной ситуации, так и смысл всей своей жизни.

Хотя объекты и явления объективного мира реально существуют независимо от человека, тем не менее ценностное содержание их всегда зависит от взаимодействия их с человеком. То есть о ценностях вне человеческого контекста говорить нельзя: ценностей без человека попросту не существует. Ведь именно в процессе своего взаимодействия с миром, выражающемся в той или иной деятельности, человек осознает, какие объекты или явления представляют для него большую, а какие меньшую значимость. На основе этой оценки человек и делает свой выбор из имеющихся на данный момент возможностей. Оценке на предмет значимости человек подвергает постоянно также идеи, произведения искусства, других людей.

Все, что человек оценил, встраивается в иерархическую систему его ценностей, которая, с одной стороны, будучи динамичной, постоянно находится в процессе переосмысления и переоценки ее составляющих, с другой стороны, эта система ценностей выступает неким масштабом для того, чтобы человек мог оценить вновь встречающиеся ему явления или объекты. Недаром Эрих Фромм называл систему ценностей "костяком всех ориентаций и приверженностей" человека.

На основании общих, разделяемых многими людьми ценностей, каждый человек обретает свою систему ценностей. Личностный смысл неразрывно связан с ценностями конкретного человека, представляющими собой внутренний свод законов, в соответствии с которым человек в состоянии вырабатывать систему действий.

Каким образом человек интегрирует в себя ценности своей национальной культуры или социальной группы?

Д.А.Леонтьев в своем обзоре, посвященном смыслу, ссылается на работы А.М.Лобок, в которых ценности рассматриваются с точки зрения категории мифа:

«Миф как принципиально иллюзорная, сочиняемая самой человеческой культурой точка отсчета, позволяющая человеку выбрать там, где привычные для животного средства выбора не помогают... Именно миф оказывается тем высшим регулятором, который упорядочивает отношение человека к всепредметному миру и позволяет человеку не сойти с ума перед лицом открывающихся ему бесконечных предметных возможностей...

Именно миф расставляет перед человеком систему своеобразных "указателей": что должно являться более ценным, а что — менее, что должно являться более значимым, а что — второстепенно и третьестепенно по своей значимости. Именно миф — иллюзорная и нелепая конструкция с точки зрения внешнего наблюдателя — создает систему тех базовых ориентиров, которые позволяют представителю той или иной культурной общности твердо знать, каким факторам окружающего предметного мира следует отдавать предпочтение».

Иными словами, человек погружается в некий „сказочный“ мир, идентифицируя себя с его героями и принимая их ценности. Человек проживает свою жизнь, играя роль одного из героев мифа, а то и всех его героев.

В то же время, как утверждает Ж.-П. Сартр, человек интегрирует ценности не пассивно, а на основе активного самосозидания. В конечном счете, человек выбирает ценности на основе своего свободного волеизъявления.

Ценности, интегрированные человеком, встроены, согласно Паулю Тиллиху, в некий „духовный центр“ человека. Если человек доверится своей мудрости, он интуитивно обнаружит свои ценности, утверждает Ирвин Ялом.


***


Ценности помогают человеку уверенно существовать в группах. Социальная жизнь невозможна без разделенных ценностей, которые необходимы для создания климата доверия и сплочённости представителей группы. Как утверждает Клайд Клюкхольм, «ценности вносят в социальную жизнь элемент предсказуемости", что крайне важно для формирования климата взаимного доверия уверенного взаимодействия между членами группы. Клакхольм пишет, что без ценностей «...функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей».

На основе ценностей в какой-либо общности людей возникают стереотипы мысли и действия, называемые нормами. Нормы „регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры, — от элементарных актов материально-практического характера до морали, искусства, науки и религии“, пишет Ялом.

Социальные ценности и нормы варьируются по степени общности: от субкультурных до разделяемых в границах национальных культур и общечеловеческих, универсальных. Представители одной культуры на основе разделённых ценностей и норм имеют общее представление о том, что и как должно быть сделано, как человеку следует поступить в той или иной ситуации.

***

Фойер различает „подлинные и ложные ценности“. Различие между ними заключается в том, что „первые являются выражением первичных устремлений организма, а вторые порождены тревогой: это контраст между ценностями, которые выражают свободу личности, и ценностями, которые ее подавляют посредством страха и запретов“.

Ролло Мэй рассматривал ценности с точки зрения средства для преодоления тревоги. Как мы знаем уже, тревога представляет собой как бы потерю человеком опор в своем бытии. Ценности же, давая человеку ориентиры в его ежемоментных выборах, служат ему конструктивной опорой для преодоления тревоги.

Ролло Мэй считает в этом контексте важнейшим вопросом: какая из ценностей высвободит при этом силы человека и обеспечит максимальное развитие его способностей и улучшение его отношений с другими людьми? В широком смысле, заявляет Ролло Мэй, ценности отражают религиозное отношение к жизни (под словом "религиозное" он имеет в виду базовые представления о том, что достойно, а что недостойно человека).

О значении ценностей для полноценной жизни человека писал Абрахам Маслоу, утверждавший, что „состояние бытия, вне системы ценностей является психопатогенным: человеческому существу, чтобы жить и постигать жизнь, необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь“. Маслоу называет это бессознательное стремление человека к системе координат „потребностью в понимании“.

В современном обществе, пишет Маслоу, „все внешне заданные системы ценностей (политических, экономических, религиозных и т.п.) оказались ложными и нет ничего "святого"“. Человек в такой ситуации утраты ценностных ориентиров, можно сказать, болен.

„Болезни, источником которых является отсутствие ценностей, называются по-разному – "утрата радостей жизни", "моральное разложение", апатия, аморальность, безнадежность, цинизм и т.п. – и вполне могут превратиться в болезни физические“, - утверждает Маслоу. Человек, теряющий системы ценностных ориентиров, „без устали ищет то, что ему нужно и чего у него нет, и обнаруживает опасную готовность ухватиться за любую надежду, будь то хорошую или плохую“. В таком хаотичном поиске утраченных ценностей как раз и таится опасность того, что люди выбирают в качестве ценностей нечто, что ценностью не является – что, по сути своей, античеловечно.

Абрахам Маслоу предлагает систему истинно человеческих ценностей, „в которые мы можем верить и служению которым мы можем себя посвятить (за которые мы будем готовы умереть), потому что они истинны, а не потому, что нас заставляют в них "верить"“. Такие ценности Маслоу называет БЫТИЙНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ.