Потребность в признании
„Каждому из нас необходимы
и уважение окружающих нас людей,
и возможность уважать самого себя“
Абрахам Маслоу
Итак, каждый человек, чтобы хорошо себя чувствовать, нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, считает Абрахам Маслоу. Потребности этого уровня Маслоу подразделяет на два класса:
„В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.
Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы“.
Удовлетворение потребности в уважении порождает у человека, как утверждает Маслоу, „чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире“. Мы рассматриваем эти вопросы в разделе, посвященном чувству САМОЦЕННОСТИ.
Неудовлетворенная потребность в признании вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для УНЫНИЯ, служат причиной того, что человек старается компенсировать тем или иным способом дефицит признания. Испытываемая тревога служит причиной включения различных защитных механизмов, которые нередко проявляют себя тем, что человек становится менее гибким, хуже приспосабливается к своей реальности. Мы рассматриваем подобные явления в разделе ТРЕВОГА ЗАТРОНУТОЙ ГОРДОСТИ.
Самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, отмечает Маслоу, когда она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих, не из факта известности или славы. Весьма опасны (и для самого человека, а в ряде случаев и для целых народов) последствия нереалистической самооценки, построенной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека. Подобные проблемы, связанные с переживаемой идеей величия, свойственны, в частности, авторитарным лидерам или раскрученным звездам массовой культуры.
Другая опасность кроется в том, что человек опирается в своей самооценке на само достижение, а не на чувство компетентности, которое именно и привело к достижению. Ведь нередко именно достижения сами по себе являются для человека подтверждением того, что его ИДЕАЛЬНОЕ Я (псевдо-Я) торжествует. Человек прикладывает массу усилий, буквально выбивается из сил, чтобы соответствовать своему „идеальному Я“. Это проявляется в ТЩЕСЛАВИИ (ГОРДЫНЕ). При этом РЕАЛЬНОЕ Я (то, что представляет его естественные склонности и способности, что даровано человеку его природой, конституцией, биологическим ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ, СУДЬБОЙ) оказывается забытым и забитым.