quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Развитие нарциссизма

Рассмотрим теперь, как зарождается здоровый нарциссизм… Для лучшего понимания, советую обратиться к материалам, посвященным САМОСТИ, в особенности к статье О РАЗВИТИИ САМОСТИ.

Хайнц Кохут подчеркивает важность того, чтобы ребенок ощущал уверенную привязанность к значимым взрослым (в первую очередь к матери) на ранних стадиях своего индивидуального развития. Такая привязанность, вселяющая уверенность в ребенка, важна для развития первичного нарциссизма как стадии формирования здоровой самости. Так, когда мать ликует, реагируя на ребенка, называет его по имени, когда она получает удовольствие от того, что ребенок рядом, и от того, что он делает, она, тем самым способствует благоприятному переходу от стадии фрагментированной самости к стадии связной самости, то есть способствует восприятию ребенком себя как физического и психического единства, обладающего связностью в пространстве и непрерывностью во времени.

Отто Кернберг заявляет, что формирование здорового нарциссизма начинается, когда ребенок заменяет реальные контакты с родительскими объектами фантазиями о собственном совершенстве и всемогуществе. Этому способствует опыт „всемогущества“, который ребенок испытал в раннем младенчестве, когда родители реагировали на малейшее проявление младенцем недовольства, удовлетворяя безотлагательно его малейшие потребности. Младенцу казалось при этом, что это именно он сам удовлетворяет собственные потребности – то есть родители воспринимались младенцем как некое продолжение его самого.

При постепенном уменьшении интенсивности заботы (по мере развития и роста малыша), ребенок будет ощущать дефицит заботы и, тем самым, своего “всемогущества“. Как отмечает Хайнц Кохут, первичный нарциссизм младенца наталкивается на границы заботы матери (которая не всегда и не в безграничном объеме может удовлетворять малейшие потребности ребенка). Из-за этого нарушается ощущение собственной полноты и совершенства, которую ребенок замещает с помощью фантазии о своем всемогуществе („грандиозная самость и эксгибиционистская самость“). Или же ребенок приписывает свои предшествующие ощущения полноты и совершенства всемогущему объекту самости - идеализированному родительскому образу („родительскому имаго“).


***


«Грандиозная самость» появляется в оральную фазу, проявляясь «требованиями» безусловного приятия другими, безграничного насыщения и самодостаточности. Идеализированный внешний объект в эту фазу обладает свойствами неистощимого давания, тепла и заботы и постоянного присутствия.

В анальную фазу «грандиозная самость» характеризуется ощущением всесилия, непобедимости и уникальности и сопровождается таким же идеализированным объектом.

В фаллическую фазу «грандиозной самости» свойственно ощущение недостижимого превосходства и способности к завоеванию и обольщению. Идеализированному объекту приписываются те же характеристики.

Родительский объект самости, утверждает Хайнц Кохут, будет отражать и подтверждать всемогущество и перфекционизм ребенка. Постепенно этот объект трансформируется в реальные и стабильные формы честолюбия и самооценки взрослого человека. Родительский объект самости будет передавать ребенку основополагающие чувства „одинаковости людей“.

Ограниченная способность к самоуспокоению, малая уверенность в самом себе и в своей ценности ведут к поиску идеализированных объектов самости. В идеализированный объект ребенок проецирует свои чувства всемогущества и совершенства, с которыми он хочет слиться, чтобы избежать катастрофического ощущения собственного бессилия. Этот объект трансформируется в зрелые целеполагания и ценностные представления, ложась в основу как идеального Я, так и „супер-эго“.

Проецируясь на идеализированные объекты, первичный нарциссизм способствует формированию системы ценностей маленького ребенка (создается моральная структура его СУПЕР-ЭГО). Когда подростковое идеализирование косвенно переносится на эстетические, этические и культурные ценности, первичный нарциссизм превращается в нарциссизм ИДЕАЛЬНОГО Я. Идеальное Я является наследием первичного нарциссизма и интернализацией (присвоением) идеализированного объекта инфантильной любви (как правило – родительской фигуры).

„Близнецовый объект“, отражающий задатки и свойства самого человека, трансформируется впоследствии в способности и таланты, служащие интеграции идеалов и честолюбивых устремлений человека. Второе Я (альтер-эго), формируемое на основе матрицы «близнецовых» объектов и отражающее восприятие человеком собственных способностей и задатков, является, как отмечает Хайнц Кохут, выражением стремления человека к ПРИНАДЛЕЖНОСТИ и похожести.

Здоровый нарциссизм формируется, когда объединяются реальное (подлинное) Я и внешние объекты. По словам Маркузе, первичный нарциссизм символизирует „другую точку зрения на реальность“, способствуя расширению границ самости „с целью принятия и интеграции в себя внешнего мира“.