quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Большая группа и ее вождь

Члены больших групп (к которым можно отнести, в частности, народ той или иной страны, некую религиозную или этническую общность) в течение длительного времени испытывают чувство „одинаковости“ с другими членами группы. Так проявляет себя групповая ИДЕНТИЧНОСТЬ, которая становится для членов группы «второй кожей». Сюда относится, в частности, приверженность общей истории, мифам, песням, еде, танцам, героям, мученикам, объединяющая всех членов группы.

Большая группа собирается для решения некой общей задачи, которую можно (если речь идет о народе) назвать исторической задачей. Если задача поставлена нечетко или если попытки ее решения были неудачными или результаты оказались для группы разочаровывающими или даже трагическими, то это сопровождается высокой степенью тревоги, хаоса и паники у членов группы. Параллельно страдает групповая  идентичность. Это ведет к РЕГРЕССИИ группы.

Члены больших групп подвергаются регрессии (то есть теряют, по сути, самые лучшие человеческие черты, приходя к примитивным поведенческим и эмоциональным реакциям – например, стадный инстинкт, слепое подчинение вожаку стаи). Они и слепо толпятся и сплачиваются вокруг вождя и четко отграничивают себя от других групп (которых считают враждебными), подчеркивая минимальные различия между собой и «другими», отмежевываясь от них.

Согласно Отто Кернбергу, когда начинается регрессия и дезинтеграция, в группах появляется и нарастает агрессивность. Страх перед ее возможными последствиями мобилизует защитные механизмы: нарциссические (например, идея особости, исключительности или даже мессианства группы) или параноидные (в частности, иррациональные страхи перед некими врагами и их злобными происками).

Образ врага является мощным средством от тревоги, которой подвержены члены группы. Пугающий образ врага – это защитное средство, которое мы рассматриваем под названием „ФАБРИКА СТРАХОВ“. С другой стороны, „наличие“ врага мобилизует членов группы, служа еще большему их единению и ВООДУШЕВЛЕНИЮ, а также наполняя их жизнь неким СМЫСЛОМ (типа „победить врага“, „отстоять свои святыни“ – да мало ли еще какие идеи подкинет фюрер).

Регрессия (то есть возврат к более примитивным реакциям) помогает сохранить, защитить или возродить групповую идентичность. Свойства большой группы формируются десятилетиями и столетиями. Вожди сознательно или бессознательно манипулируют этими свойствами, чтобы (мирными или деструктивными способами) сохранить групповую идентичность.

В принципе, взаимная «подходящесть» группы и ее НАРЦИССИЧЕСКОГО ВОЖДЯ, отличающегося чрезмерной любовью к самому себе, будет наивысшей именно тогда, когда этническая, национальная или религиозная группа находится в состоянии регрессии, подчеркивает Вамик Волкан. Тогда вера нарциссического вождя в превосходство собственной силы, власти, ума, всемогущества служит утешением для группы и дает ей иллюзию безопасности.

Члены группы используют нарциссического вождя в качестве противоядия, защищающего их от общих страхов и тревоги. Вождь, напротив, использует зависимость и восхищение регрессирующих масс для защиты и поддержания собственной грандиозности, прикрывающей его собственную потребность в зависимости.

Вождь может стимулировать и приостанавливать регрессию группы. Так, например, он может облегчать творение ЗЛА, поощряя своих приверженцев к отстаиванию неких групповых интересов за счет благополучия и даже жизни „врагов“ группы. Или же он может смягчиться в отношение этих врагов, поставить рамки беспределу подданных.

Вождь принимает решения, соответствующие «желаниям» своих приверженцев. По сути, такие решения знаменуют собой некий исторический поворот в жизни группы. Учитывая это, стоит говорить как о «взаимоподходящести» вождя и масс, так и о попытке вождя разрешать на исторической сцене свои внутренние конфликты.

***

Карл-Густав Юнг отмечает, что взаимодействие вождя и нации базируется на низших животных инстинктах:

"Не всякий обладает достоинством, но всякий является носителем низших животных инстинктов, обладает внушаемостью пещерного человека, подозрительностью и злобностью дикаря. Вследствие этого многомиллионная нация являет собой нечто даже нечеловеческое. Это ящерица, или крокодил, или волк. Нравственность ее государственных деятелей не превышает уровня животноподобной нравственности масс, хотя отдельные деятели демократического государства в состоянии несколько приподняться над общим уровнем".

Рассматривая феномен Гитлера (в частности, касательно того, что тот постоянно нарушал международные договоры, захватывал земли и в конце концов развязал большую войну), Юнг подчеркивал, что на него "невозможно было рассчитывать в том, что он выполнит поручительство за Германию в любой международной сделке, в соглашении или договоре, если это будет противоречить ее интересам. Потому что Гитлер - это сама нация".


***


РЕГРЕССИЯ больших групп часто имеет место, когда большая часть ее членов пережила травму, угрожающую групповой идентичности. В результате пробуждаются общие для всех членов группы тревоги, ожидания, стереотипы мышления и поведения.

Вамик Волкан выделяет следующие ключевые проявления групповой регрессии:

• чрезмерное внимание, уделяемое «славным страницам» истории данной группы

• «выбранная травма» - некая историческая несправедливость, которую члены группы переживают десятилетиями или даже столетиями

• «чистка» внутри группы


«СЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ»

Приукрашивание и мифологизирование событий с почитаемыми всеми членами героями и событиями призваны активизировать чувство самоценности членов группы. Групповые ритуалы и церемонии способствуют передаче из поколения в поколение славы предков. Национальная идея, духовные скрепы – это все про это.

Ассоциирование себя со славным прошлым группы укрепляет САМОЦЕННОСТЬ членов группы. Поэтому в кризисные времена фюреры выбирают определенные славные страницы, которые мобилизуют массы.


«ВЫБРАННАЯ ТРАВМА»

Это определенное историческое событие (например, некая „геополитическая катастрофа“), связанное для группы с драматическими потерями, чувствами беспомощности, деморализации, ОБИДЫ. Важно здесь также переживание членами группы ощущения того, что группа была принесена в жертву другой (враждебной) группе. В принципе, речь идет о массовой ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

Истории об этой общей травме (вместе со всеми присущими травме чувствами и тревогами) будут бережно «складироваться» родителями в ИДЕНТИЧНОСТИ детей. История о несправедливости обрастает за многие годы мифами, маскирующими историческую правду всяческими домыслами и вымыслами. Параллельно разрастаются фантазии о том, как исправить ситуацию „исторической несправедливости”.

В детях будет возникать представление о самих себе, как о могущих не только оплакать травмы родительских поколений, но и аннулировать деморализацию и перековать пассивность группы в активность, чтобы восстановить „историческую“ справедливость. Если детям это не удастся, то «задачи» эти они, уже ставши взрослыми, передадут (часто сами того не ведая и не ведая, каким образом) следующему поколению детей. Выбранная травма служит, таким образом, невидимой ленточкой, передаваемой из поколение в поколение и связывающей между собой всех членов группы.

Травмы с порождаемыми ими ненавистью к врагам и стремлением к отмщению очень сильно способствуют поддержанию групповой идентичности. Поэтому во времена великих напряжений, когда групповая идентичность ставится под угрозу, будут активироваться выбранные травмы, чтобы сделать четче и „разогреть“ свой собственный образ, сделать более отвратительным образ врага и сплотиться и мобилизоваться на борьбу с ним во имя „окончательной победы“.

Такое впечатление, что время исчезает, как будто ушедших в историю десятилетий или даже столетий после реально пережитого поражения как не бывало. Прошлая травма переживается, будто она произошла прямо сейчас – со всеми сопутствующими чувствами, ожиданиями, восприятиями, касающимися события или врага из часто далекого прошлого.

Все это приводит к отравлению чувств в отношении актуальных событий и противников и ведет к несоответствующему групповому поведению иррациональным решениям и сопротивлению позитивным изменениям.

«ВНУТРИГРУППОВАЯ ЧИСТКА»

Под внутригрупповой „чисткой“ понимается избавление от нежелательных и потенциально опасных элементов, чтобы справиться с тревогой, произрастающей от переживания угрозы групповой идентичности (см. ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ).

Содержание „чистки“ может быть очень различным. При „доброкачественной чистке“ устаревшие символы, объединяющие группы, будут выбраковываться и меняться на другие, более злободневные и действенные. „Злокачественная чистка“ всегда сопровождается геноцидом, то есть преследованием и даже уничтожением „врагов“ – всех тех, кто угрожает идентичности группы.

КАК ФЮРЕР ИСПОЛЬЗУЕТ РЕГРЕССИЮ СВОЕЙ ГРУППЫ

Нарциссичный фюрер манипулируют своими зависимыми последователями, активируя славные страницы и травмы, направляя чистки в безопасное или крайне деструктивное русло. Нередко фюрер персонализирует собою и славные страницы, и выбранные травмы и «чистки».

Олицетворяя собой „славные страницы“, фюрер подчеркивает собственную грандиозность.

Выбранная травма“ дает выражение собственному деморализованному и беспомощному самовосприятию фюрера. Фюрер может пытаться подавить, скрыть или «заменить» свои чувства подобного рода путем «отыгрывания» „выбранной травмы“ на исторической сцене.

Чтобы предотвратить угрозу чувству собственной грандиозности, фюрер затевает „внутригрупповые чистки“. Нередко достается и людям в окружающем мире, в том числе и далеко за пределами группы, где властвует фюрер.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?