Игра и культура
Говоря о взаимоотношении игры и культуры, Александр Демидов, цитируя Й.Хейзингу, подчеркивает, что игра древнее культуры:
"Он ссылается на то, что играть способны и животные, они "не ждали появления человека, чтобы он научил их играть". Все основные черты игры уже есть в играх животных, и человеческая цивилизация не прибавила тут никаких существенных признаков. Достаточно понаблюдать за щенятами, чтобы, убедиться в этом: они приглашают друг друга к игре с помощью некоторых церемониальных жестов и поз; соблюдают правила – например не прокусывать партнеру ухо; они притворяются, изображают себя ужасно злыми; и главное – они, очевидно, испытывают огромное удовольствие и радость. А ведь такая игра щенят – одна из самых простых; у животных существуют значительно более сложные и высокоразвитые формы игры".
Игра как таковая, по мнению Хёйзинги, "не связана ни с определенной ступенью культуры, ни с определенной формой мировоззрения". Вместе с тем он подчеркивает, что "культура не происходит из игры в результате некоторой эволюции, а возникает в форме игры: "культура изначально разыгрывается", самой культуре в исходных ее формах присуще нечто игровое, т.е. она осуществляется в формах и атмосфере игры".
Наглядно это видно на примере ритуалов и церемоний, которые, протекая в форме игры (хотя иным апологетам и хотелось бы видеть в этой игре, в этом, в значительной степени, аллегорическом проживании реальности, нечто абсолютно серьезное - то есть саму реальность), служат объединению членов группы. Это хорошо показал исследователь поведения животных Конрад Лоренц на примере ритуалов, возникших как СПОСОБ СОВЛАДАНИЯ С АГРЕССИВНОСТЬЮ.
Ритуалы (и строящиеся на их основе церемонии) протекают, как и все игры, по определенным правилам. Как и другие игры, ритуалы и церемонии обладают определенной структурой, потому их можно повторять при необходимости. Кроме того, и в самих играх (в том числе и в ритуалах, в церемонях, в художественных произведениях, в народном творчестве и обрядах) встречаются повторы определенных элементов.
Демидов подчеркивает, в этой связи, что возможность повторить, воспроизвести, "возродить" игру делает ее культурной ЦЕННОСТЬЮ, которая передается как культурная традиция.