quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Тревога потери любимого и оси бытия

С раннего младенчества, можно сказать, с первых моментов своей жизни человек стремится к связи с другим, близким, значимым человеком – и сначала бессознательно, а потом и в большей или меньшей мере осознанно боится потерять эту связь.

В процессе жизни могут меняться лишь объекты такой насущной привязанности. Сначала это, например, мать, потом товарищи, потом сексуальные партнеры, потом дети – и т.д…. Но суть реакции на возможную потерю не меняется, меняется (хотя в относительно ограниченной степени) лишь характер защитных реакций, точнее, их арсенал. Так, с возрастом и накопленным жизненным опытом могут добавляться защиты, которые немыслимы были бы в детстве.

Мир тревоги потери любимого человека, так же как и, по сути, любой другой тревоги, лежит во многом в некой виртуальной реальности. Это мир ФАНТАЗИЙ и неприятных ОЖИДАНИЙ, которые наполняют БУДУЩЕЕ человека, делая его НАСТОЯШЕЕ невыносимым. Тревоги и вызванные ими чувства отвлекают ФОКУС ВНИМАНИЯ человека от ФОКУСА БЫТИЯ.

В результате человек перестает адекватно воспринимать свою РЕАЛЬНОСТЬ и эффективно реагировать на события своей реальности, выбирая РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ для реализации собственного проекта, то есть для движения в направление ОБРАЗА БУДУЩЕГО на пути СТАНОВЛЕНИЯ. Вместо этого человек едва ли не все свои силы тратит на предотвращение того будущего, которое рисует ему его тревога.

Тревога потери толкает человека к поведению, которое способствовало бы сохранению единого пространства со значимым другим или же максимальному пространственному сближению с ним, чтобы человек мог бы максимум времени своей жизни проводить вблизи предмета своей страсти. Можно сказать, что тревога потери ближнего - это тревога разделяющего ПРОСТРАНСТВА, которое приводит к тому, что человек проживает ВРЕМЯ, не разделенное со своим любимым.