quote Чем сильнее мы пытаемся удержать прошлое, тем больший страх
испытываем перед преходящим...
Фриц Риман

Желания, цели, образ будущего

Желание – это опредмеченное СТРЕМЛЕНИЕ, утверждает С.Л. Рубинштейн. Это означает, что человек, испытывающий стремление, получает некий объект, овладение которым или достижение которого может реализовать то, к чему человек пока еще смутно стремится. Иными словами, на этом этапе мы имеем дело с появлением объекта стремления как некой цели.

В этой связи Рубинштейн пишет: „Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание – это целенаправленное стремление... Лишь тогда, когда осознан предмет, на который направляется влечение, и объективное выражение потребности становится осознанным и предметным желанием, человек начинает понимать, чего он хочет, и может на новой осознанной основе организовать свое действие“.

Итак, именно на уровне формирования желаний, предполагающих осознание цели (то есть предмета, способного удовлетворить влечение) начинается волевой акт. „Субъективное выражение потребности, ее отражение в психике должно стать осознанным и предметным – это "опредмечивание" является необходимой предпосылкой возникновения волевой деятельности, - пишет Рубинштейн, - Если у меня есть желание, направленное на какой-нибудь предмет, то этот предмет для меня желанен. Он может не только удовлетворить возникшее независимо от него желание, но и вызвать, пробудить его. Между предметом и желанием создается в силу этого сложная взаимозависимость. Она обусловлена состоянием потребности, которую выражает желание и удовлетворяет предмет“.


***


Существует масса дискуссий по поводу той роли, которую играет предмет удовлетворения ПОТРЕБНОСТИ.

По мнению одних авторов, именно наличие предмета вызывает в человеке ощущение потребности и стремление удовлетворить ее с помощью данного предмета. Согласно другой точке зрения опыт человека подсказывает ему, с помощью каких предметов он может удовлетворить ту или иную свою потребность. При этом человек включается в поисковую активность, стараясь найти подходящий предмет. Также важно понимать, что с течением времени, по мере развития науки, технологий и производства, создается масса новых предметов, способных удовлетворить любую потребность человека. То есть опыт удовлетворения потребности постоянно обогащается. Поэтому (забегая вперед), планируя свою жизнь на долгосрочном уровне не стоит забывать о том, чтобы создавать себе возможность удовлетворения потребностей, однако не следует углубляться в детали того, как (при помощи каких предметов) будут они удовлетворены.

Представляется, что обе точки зрения верны в своей целокупности. Наличие предмета может пробуждать воспоминания о прошлом удовлетворении потребностей, что может способствовать возникновению ситуационно обусловленных желаний. Но если та или иная потребность на данный момент не требует своего удовлетворения, то и предметы, которые могут ее удовлетворить, могут восприниматься как лишь некий фон.


***


Осознанный предмет желания представляет поставленную цель, которая побуждает человека совершать некие действия, направленные на этот предмет. Но, как подчеркивает Рубинштейн, „в волевом действии сами побуждения не действуют непосредственно в виде совершенно слепого импульса, а опосредованно через осознанную цель: для того чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием становится такое его сознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью и приводит к ее осуществлению“.

Осознание предмета желания как некой цели еще не может быть основой полноценного волевого акта, который возможен лишь тогда, когда человек осознал способы достижения цели. Поэтому осознание цели предполагает не только осознание предмета удовлетворения потребности, но также и осознание самого процесса достижения желаемого результата (достижение этого предмета и – в той или иной форме – овладение им).

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет цель следующим образом: цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Таким образом, подразумевая, что под целью понимается и предмет, объект, на который направлено некое действие, так и само это действие.

На стадии желания человек испытывает только побуждения - ДЕЙСТВИЯ пока нет. Дж. Роттер обозначает побуждения как потенцию действия (некий энергетический заряд, который человеку поможет осуществить впоследствии волевой акт).

Как отмечает Рубинштейн, „в ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию“. Этот процесс протекает как бы автоматически (чаще всего – в силу основанности на опыте, „обкатанности“ подобных ситуаций в прошлом).

Однако чаще желание без осознания способа его реализации (и, соответственно, не реализованнор) больше напоминает ФАНТАЗИЮ. Тогда человек упивается в своем воображениями достигнутыми результатами, испытывая порой массу приятных ощущений, еще больше распаляющих воображение и раскрашивая фантазии в еще более яркие краски, не приводя ни к какому действию. Кроме того, как отмечает Рубинштейн, „желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает, желание“.

Рубинштейн подчеркивает, что „желание переходит в подлинно волевой акт, когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами - возникает устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели (желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит)“.


***


Итак, как пишет Рубинштейн, „наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей: чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем – при прочих равных условиях – сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению“.

Значимой целью для человека является то, что способствует реализации уникальных СМЫСЛОВ, то есть то, что связано с потребностями и интересами человека. Значимость цели всегда опирается на ЦЕННОСТИ человека. Ценностями же определяется и то, какие пути и способы выберет человек для достижения цели. Это означает, что выбор цели и способов ее достижения регулируется СОВЕСТЬЮ человека.

Важно добавить еще, что в осмысленной деятельности предмет, на который нацелена эта деятельность, сам является ценностью. Именно этот факт объясняет то, что отношение человека к предмету его желания может порой отличаться чрезвычайной эмоциональной значимостью, что может порой приводить к зацикленности на идее достижения желаемого. При этом движет человеком чаще не желание как таковое, а то, что лежит в его основе (сильные влечения, мощные импульсы, бурные страсти).

„Осознанная цель, несомненно, играет существенную роль в волевом действии; она должна определять весь ход его, - пишет Рубинштейн, - но цель, которая детерминирует волевой процесс, сама причинно детерминируется побуждениями, мотивами, которые являются отражением в психике потребностей, интересов и т.д.“. Отсюда закономерна постановка вопроса о степени СВОБОДЫ ВОЛИ.

Барух Спиноза утверждает в этой связи, что люди подвержены самообману: „мы осознаем наши желания, но мы не осознаем мотивов наших желаний; поэтому мы думаем, что мы свободны в своих желаниях“. Спиноза убеждён, что если человек одержим страстями, если он позволяет импульсам и влечениям руководить его поступками – он раб. Если же человек подвластен разуму, беря под контроль страсти и импульсы, то он свободен.

С другой стороны, желание может быть недостаточно выраженным, не обладать мотивирующей силой, чтобы вылиться в волевой акт. С. Л. Рубинштейн отмечает, что порождённое потребностью сильное влечение порой не приводит к сильному желанию в силу торможения влечения различными тенденциями, включенными в желание (например, страхи, неуверенность в достижимости). Порой же недостижимость цели может способствовать перерождению желания в фантазию: человек грезит о том, что его желание исполнилось. У людей с перевесом интеллектуальной составляющей в регулировании поведения за желания могут быть приняты рассуждения о том, что неплохо сделать то-то или желательно бы чтобы было так-то.


***


Желание (как энергитически заряженная направленность на достижение каких-либо целей) всегда устремлено в будущее. При этом в сознании человека отражается будущее, опирающееся на опыт прошлого. Желания уже являются реальным фундаментом для СТАНОВЛЕНИЯ человека, поскольку цели, содержащие также способы и пути их достижения, уже осознаются. Поэтому-то столь важно уметь разглядеть свои желания и поддержать те из них, которые способствуют реализации важнейших СМЫСЛОВ человека.

Но одного осознания целей и необходимости их достижения мало, ибо "теория суха". Для движения к цели нужен заряд энергии, который поведет человека сквозь трудности, поможет ему преодолеть препятствия, воодушевит его и наделит мужеством. Для этого необходима наполненность человека бурлящими жизненными силами.

МЕЧТА как раз и является таким аккумулятором энергии. Она основывается на образе будущего - некой чрезвычайно ярко окрашенной картинки того, как будет выглядеть грядущая ситуация человека.

Мечта выполняет одновременно и функцию компаса, который показывает направление движения в будущее, и магнита. Будущее приобретает таким образом чрезвычайно мощные притягательные свойства - оно буквально манит человека, призывает его к осуществлению своих задач, к становлению.

Так, волевой акт получает в мечте компас и горючее. Будущее, воплощенное в мечте, начинает определять настоящее. Человек, стремясь к осуществлению своей мечты, начинает действовать ОСМЫСЛЕННО, свободно и ответственно, двигаясь по пути собственного становления. Как подчеркивает Ж.-П. Сартр, бытие человека открывается через ВЫБОР, который его СВОБОДА сделала своей целью.