quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Клинические проявления тревоги успеха

ТРЕВОЖНЫЕ И ПАНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Карен Хорни даже отмечает, что „пациент, который отказывается от всего существенного в жизни, впадает в жестокую панику и находится на грани самоубийства каждый раз, когда осознает в себе ценное качество“.

Не будем забывать и про "ФАБРИКУ СТРАХОВ", которая "продуцирует" объекты, наличие которых объясняет человеку, почему он боится. Тогда тревога перестает быть совсем непереносимой. Но человек начинает "борьбу" с причинами своих страхов, которые на самом деле, скорее всего, и не существуют


ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Фриц Риман приводит слова одного пациента: “Когда светит солнце, у меня возникает чувство, что я должен быть счастлив, и это чувство портит мне настроение на целый день”.

Или другой случай из его практики: „Один студент был не в сос¬тоянии прочесть до конца ни одну книгу из заинтересовавших его: Как только он начинал испытывать субъективное удовольствие от чтения, тотчас же возникало требование делать то же самое для объекта своей любви, - и удовольствие прекращалось. Нетрудно себе представить, что в конечном счете такое переживание приводит к разочарованию и апатии, а также к отказу от выполнения всех требований“.

В тяжелых случаях депрессивные состояния могут сопровождаться и психотическими симптомами, отражающими "наличие" неких сил, которые "вредят" человеку. Эти силы представляют собой ПРОЕЦИРУЕМЫЕ вовне "злые" объекты ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ человека (см. ПАРАНОИДНАЯ ЗАЩИТА).

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ:

Мужчина в предпенсионном возрасте поступил в связи с ухудшением психического состояния в форме депрессивных реакций, сопровождающиеся все более упорными навязчивыми мыслями, что он должен себя убить. Это вселяет в него тревогу и страхи. Эти состояния вгоняют его в такое отчаяние, что он порой от безысходности бьет кулаком об стену.

При нарастании интенсивности таких мыслей пациент не знает, как с ними совладать и потому считает их как принадлежащие каким-то иррациональным силам, что еще больше усиливает его тревогу и страхи. При этом важно подчеркнуть, что он испытывает не страх смерти, а страх, что он может себя убить, тем самым причинив боль своему семейству.

В более молодые годы он старался гасить эти состояния значительными дозами алкоголя или погружением в работу – но в последнее время это становится все более безуспешным.

От отчаяния, начиная с молодого возраста, он предпринял уже несколько попыток самоубийства.

Он не мог эту обуянность перенести, не будучи в состоянии их рационально объяснить. Поэтому он всегда был убеждён, что это состояние органически обусловлено (что-то не так с мозгом). Поэтому, когда на МРТ головного мозга были совершеннос случайно обнаружены крохотные следы склерозирования сосудов, он очень обрадовался: сразу стало легче переносить известные с молодых лет состояния (появилось объяснение – пусть и не верное по сути - но тревога от необъяснимого немного отступила).

Десятилетиями он не мог разглядеть связи этих явлений с обстоятельствами своей жизни. То есть всё в жизни хорошо, никаких негативных событий не происходит – но периодически он впадает в такое жуткое состояние.

Однажды в разговоре он случайно обронил: „когда в работе было всё хорошо, то настроение становилось плохим - и наоборот“. Так мы вышли на понимание, что он „боится“ успеха, подсознательно не хочет его (а карьера его была как раз чередой успехов). Осознав это, пациент признал, что для него, оказывается, семейная гармония всегда была важнее всего.

Его психическое состояние можно описать по принципу маятника: отклонения от гармонии (покоя) в кругу семьи в сторону успеха тут же вызывают всплеск противосил – вплоть до самоуничижающих и даже отказывающих в праве на жизнь…