Тревога выражения чувств
Уильям Глассер выдвинул гипотезу о том, что один из основных человеческих страхов есть “страх вовлеченности“. Человек опасается показывать свои подлинные чувства другим людям. Поскольку это может, по его мнению (чаще бессознательно подпитываемому) сделать его уязвимым по отношению к другим людям. Конечно, значительная доля истины тут есть. Подлинность делает человека уязвимым – ведь другие люди могут тогда лучше представлять себе слабые места человека, сделать ему больно или играть на его слабых струнах (МАНИПУЛИРОВАТЬ).
Можно сказать, что именно страх быть уязвленным (чаще всего – в результате неприятного опыта, который человек получил еще в детские годы) приводит к тому, что человек старается скрывать свои чувства. Для этого он надевает на себя „личину“, показывающую другим, что он невозмутим, что ему абсолютно безразлично, как и что с ним происходит.
Однако никакая маска или личина – пусть и способные “фильтровать“ чувства, которые человек показывает окружающим, все же не способны подавить „отфильтровываемые“ чувства. Эти чувства будут копиться, представляя собой облако пара в котле под плотно закрытой крышкой.
Карен Хорни подчеркивает, что более склонны к страху прорыва чувств незрелые личности: „в структуре, находящейся на грани дезинтеграции, чувства – источник опасности, потому что они, так сказать, неприрученная первобытная сила внутри нас“. Это отражает недоверие человека самому себе.
Если человек не испытывает ДОВЕРИЯ к своим ближним и вообще к миру, если он подозрителен и ждет подвоя (что нередко является следствием ПРОЕКЦИИ на других своих нелицеприятных чувств), он будет опасаться быть искренним с другими и будет склонен скрывать свое подлинное лицо и свои непосредственные чувства. Человек видит в этом средство самозащиты: лучше перестраховаться, чем “подставлять” себя или “рискуя” остаться одному, если другие люди не захотят с ним больше иметь дело.
Для ШИЗОИДНЫХ ТИПОВ выражение чувств может означать опасность растворения в другом человеке – вплоть до полной потери себя. Ведь для таких людей потеря самообладания и полый контроль могут означать способность отграничить себя от мира, а любое “послабление” чревато “потерей” отграничивающей оболочки.