quote Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности,
человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? –
что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн

Тревога прорыва чувств и другие виды тревоги

Рука об руку с этим видом тревоги идут и другие виды тревоги. Тревога выражения чувств может провоцироваться другими видами тревоги – как базальной, так и вторичной.

Стремление к совладанию со своими импульсами или чувствами равноценны, по сути, страсти к ОБЛАДАНИЮ. Подобно желанию контролировать внешние объекты, такие люди стремятся взять под КОНТРОЛЬ, в частности, и свои эмоции. Человек в этом случае рассматривает себя не как процесс перемен и „проект“ самого себя, а как вещь, и выдает сам себе „ЗАПРЕТ“ на выражение чувств.

В результате любое неподконтрольное движение души, в том числе импульсы (а как они могут быть подконтрольными?) воспринимаются как крушение уверенности в собственных возможностях. Так, оказывается посрамлённой ГОРДЫНЯ (в частности, гордость своими надуманными сверхспособностями – а что такое способность контролировать неконтролируемое, как не сверхспособность?), оказываются не выполненными ТРЕБОВАНИЯ, выдвигаемые человеку его ИДЕАЛЬНЫМ Я.

ЗАДЕТОЙ ГОРДОСТЬ оказывается и в случае, если выставляются напоказ чувства, импульсы или свойства, которые, по УБЕЖДЕНИЮ человека,  ДОЛЖНЫ быть тщательно скрыты, непременно подавлены или окончательно побеждены.  Ведь в противном случае человек может быть посрамлен и погрузиться в бездну жгучего СТЫДА. Причем для прорыва стыда чаще бывает неважно, видели ли другие то, что человек хотел скрыть, или это лишь плод его ФАНТАЗИИ. Такой человек просто цепенеет от страха, что о нём подумают другие, или “что скажут люди”.

Опасение, что другие могут попросту отомстить за нанесенную им обиду, способно заставить человека держать свои чувства и побуждения в ежовых рукавицах. Это опасение может усиливаться подозрительностью и склонностью преувеличивать враждебность других. Страх наказания (см. ТРЕВОГА ОТВЕТСТВЕННОСТИ) – это мощное сдерживающее средство.

Человек, находящий спасение от своих тревог в другом человеке (ОТНОШЕНИЯ), опасающийся нарушить гармонию отношений, накладывает ТАБУ на всяческую "агрессивность". “Он не может защищать свое право на неприятие какого-либо человека, идеи, мотива, не может бороться с ними, если это необходимо, - пишет Карен Хорни, - Он не может сознательно долгое время оставаться враждебным к человеку или даже недовольным им. Он не может ни открыто требовать, ни упрекать. Труднее всего для него – критиковать, делать выговоры, обвинять, даже когда это представляется оправданным, боится, как бы кто-то не рассердился на него, и предпочитает уступить, "понять" и простить“.

Открытое выражение своих чувств может быть чревато для человека (об этом говорят ему его ФАНТАЗИИ и негативные ОЖИДАНИЯ) ПОТЕРЕЙ БЛИЗКОГО, изоляцией от других людей, ОДИНОЧЕСТВОМ, которого он боится порой больше смерти.

Далее, ТРЕВОГА ИСКУШЕНИЯ, которая отражает опасения человека поддаться тем или иным возможностям момента, может отражать его неиверенность в своих чувствах, в страхе за то, что одно из них вырвется из узды и одержит верх, заставив человека совершить выбор, которого он боится.

Одной важной разновидностью этой тревоги является страх прорыва подавляемых импульсов, вызываемых нежелательными или постыдными чувствами, к числу которых могут относиться, в частмости, ЗАВИСТЬ или НЕНАВИСТЬ, свойственные ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, а также жадность (МОДУС ОБЛАДАНИЯ) или различные чувства и желания, которые человек (или его окружение) могут считать проявлениями АГРЕССИВНОСТИ.

Абрахам Маслоу отмечает „страх быть захлестнутым своими же импульсами, утратить внутреннее единство, "развалиться на куски", "взорваться" и т.п.“. Этот страх отражает ТРЕВОГУ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ над собой. Стоит подчеркнуть, что страх прорыва импульсивной агрессивности может отражать опыт человека, который хронически подавляет свои эмоции (см. ТРЕВОГА И ЧУВСТВА).

У людей со слабой внутренней интеграцией нежелательные импульсы могут носить характер фуги, бури. При этом человеку может казаться, что он „сходит с ума“. Между тем, считает Маслоу, „погружение в "безумие" пугает только того, кто не до конца уверен в своей нормальности“.