quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

Защиты от тревоги выражения чувств

Ирвен и Мириам Полстер описали особую форму защиты, названную ими „РЕТРОФЛЕКСИЯ“. Название происходит от англ. „retroflection” — «обращение назад», обращение психической энергии на изменение своего внутреннего состояния, а не на активное действие, направленное на внешние объекты для изменения окружающего мира.

При этом наблюдается как бы раздвоение самовосприятия. Человек воспринимает себя одновременно и как объект, на который направлено некое воздействие, и как субъект, который осознает и оценивает это воздействие. По словам Полстера, "ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделить себя на наблюдателя и наблюдаемого - на того, над чем производится действие и того, кто это действие производит".

Свое выражение ретрофлексия находит в прекращении попыток человека повлиять на свое окружение. Человек, в большей или меньшей степени сокращая или даже совсем разрывая контакты с другими людьми, всю свою энергию обращает на самосохранение себя как некой замкнутой единицы.

Важно подчеркнуть, что ретрофлексия является продуктом слепого и бессознательного следования человеком своим НАДО И НЕЛЬЗЯ. А те, в свою очередь, являются требованиями и наставлениями других людей, которые были когда-то значимы для человека. Это так назывемые ИНТРОЕКТЫ, которые встраиваются в психику человека, порой очень мощно влияя на его поведение, на проявление чувств, на его ВОЛЕВУЮ СФЕРУ, на выборы и решения.

В свете разбираемой темы, такие интроекты, например, могут "требовать" от человека (тогда еще ребенка) не проявлять своих "постыдных" чувств. Например, не плакать, даже если больно или грустно, не смеяться громко на людях... В результате человек постепенно накапливает негативный опыт выражения чувств и начинает накладывать на них узду.

По сути, речь идет о потакании своей ГОРДЫНЕ, которая не позволяет поступать так, как "нельзя", уводя человека от его ПОДЛИННОГО Я. В результате человек предстает миру не как живая сущность, а как личина, маска, лишенная чувств. Ведь следствием ретрофлексии является заниженная САМООЦЕНКА и неуверенность в себе, замкнутость, еще большее недоверие другим и отчужденность и, как следствие, снижение способности к эффективной КОММУНИКАЦИИ, основанной на принципах ДИАЛОГА.

И еще одно следствие. Человек теряет ощущение своей СВОБОДЫ, будучи закован в рамки интроецированных ЗАПРЕТОВ И ТРЕБОВАНИЙ. Он перестает понимать свои чувства, все меньше дифференцирует свои желания, превращаясь в игрушку своих импульсов, возникающих в ответ на внешние события. Здесь данный вид тревоги граничит с ТРЕВОГОЙ ИСКУШЕНИЯ.

***

Еще одна форма защиты, описанная Полстерами, называется "ДЕФЛЕКСИЯ". Она заключается в уходе, бегстве от прямого контакта человека с самим собой. Человек при этом пытается укрыться, отгородиться и от своих собственных переживаний, и от контактов с другими людьми. Вместо контакта с другими людьми, человек может погружаться в пагубные пристрастия, замыкаться, уходить в мир ФАНТАЗИЙ, перемещаясь по ВРЕМЕННОЙ ОСИ.

Причина дефлексии лежит, как правило, в негативном опыте детства, когда ребенок не ощущал себя в безопасности, почему и не смогло сформироваться ДОВЕРЕ к миру и к другим людям. Сокрытие своих чувств при этом - это выражение бессознательного желания избежать повторения боли и страха, которые были пережиты в прошлом в подобных (точнее, в кажущихся подобными) ситуациях.

***

Если обратиться к ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ, то главным средством защиты от этого вида тревоги является, безусловно, КОНТРОЛЬ (относящийся к ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫМ решениям), который становится как бы „автоматическим“.

Как отмечает Карен Хорни, „его основная функция – наложить узду на чувства“: „система автоматического контроля обуздывает не только импульсивные действия или выражения чувств, но сами импульсы и чувства. Она действует как автоматическая сигнализация, выдавая сигнал в виде страха, когда появляется нежелательное чувство... Автоматический контроль  может охватывать все импульсы и чувства – страха, обиды, гнева, радости, дружбы, энтузиазма…“.

Уже упомянутая дефлексия представляет собой защитную стратегию, направленную на избегание ВЫБОРА. В конечном счете, итогом ее является отказ человека от ИНТЕНЦИИ, то есть от движения к своим целям, к реализации ОБРАЗА БУДУЩЕГО. В этом данный вид тревоги перекликается с ТРЕВОГОЙ УСПЕХА.

В сфере ОТНОШЕНИЙ мы можем иметь дело с нарушением КОММУНИКАЦИИ, вызванной стремлением человека скрыть свои сокровенные и подлинные чувства, выставляя вместо себя свою ЛИЧИНУ, тот свой облик, который требует от него его ГОРДЫНЯ. То есть мы имеем дело с СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫМ решением.

А гордыня опирается в данном случае на АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ, точнее, на подсознательно принятые в качестве ЦЕННОСТЕЙ свойства - а именно способность брать свои чувства в узду, не показывать свое подлинное лицо. То есть важнейшей ценностью становится ИДЕНТИЧНОСТЬ человека, основанная на такой способности, а отстаивание таких ценностей может стать неким подобием СМЫСЛА.

Важно подчеркнуть, что ценным могут быть, в зависимости от личной истории человека, как его способность не выражать чувства, показывающие его "слабость" (то есть, он должен казаться сильным и непотопляемым, иметь хорошую мину при плохой игре), так и чувства, которые показывают его силу и успешность (когда никому "не положено" знать о том, какие эмоции он вообще испытывает).