quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Добро и зло (интенциональное решение)

Итак, что есть добро, а что есть зло?

Границы, на первый взгляд, чрезвычайно размыты…

Где же проходит граница, где оканчивается добро и где начинается зло?

Как я уже говорил ранее, - добро - это не  делать другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе. Злом будет как раз делать другому то, что не желаешь себе.

В центре добра лежит, конечно, соблюдение основных заповедей – не убей, не укради… Но даже и тут имеются оговорки: если голодаешь, то можешь и украсть еду… если близкие или сам человек находятся под угрозой смерти, то он может и убить того, кто несет эту угрозу… И это будет добром по отношению к себе и к близким…

Еще одним критерием будет соблюдение или несоблюдение принципов справедливости в том или ином поступке, направленном на достижение некой цели, а также в том, справедлива ли сама эта цель.

Но главное – это намерение… Именно намерение поступка делает добро добром, а зло злом… Точнее, даже не так – намерение делает поступок шагом в сторону добра или зла… Потому что достижение некой цели, как я уже говорил, представляет собой серию поступков, вереницу шагов…

Но даже движение к цели вполне безобидной (например, стать богатым или занять определенное положение в организации) может стать источником зла. Например, если человек будет намерен достигнуть жедаемое любой ценой. Это значит, что на своем пути к цели он может устранять препятствия, творя при этом зло.

Власть, подобно отдельному человеку, также совершает поступки и выборы в определенном направлении. Так ее представители защищаются от своих тревог и страхов. Современная российская власть все больше скатывается в пучину злых деяний.

Безусловным злом является устранение политических оппонентов, несогласных – с помощью жестоких разгонов мирных митингов, фабрикации уголовных дел, лишения свободы, назначения фантастических штрафов – и, конечно, физическое устранение.

Вопиющим злом будет демонтаж гражданского общества в форме отстранения и запугивания кандидатов, запрета организаций и партий, блокирования счетов, рейдерских массированных обысков, ограничение свободы слова и цензура в разных формах, потокания пыткам и жестокости силовиков, превращения судебноий власти в ручные неправедные суды.

Также злом будет намерение несправедливое в результате (например стремление власти сделать свои устои незыблемыми – то есть намеренное отстранение от участия в политическом процессе миллионов людей).

Специально представители власти, может, и не имеют цели, например, вредить пенсионерам и больным, еще каким-то группам. Но те или иные категории  населения и отдельные лица являются досадными помехами на пути власти к поставленным целям (будь то полный контроль над всеми ресуйрсами страны или несменяемость правителей). Поэтому вполне можно считать злом намеренное игнорирование властью негативных последствий своих решений для других людей.

Но вернемся от власти к нам самим. Именно нацеленность на нечто неправедное, несправедливое, на греховное, на противоречащее ценностям и заповедям, и определяет нацеленность не на добро, а на зло… А каждый из шагов, которые в итоге должны привести к неправедной цели, может выглядеть, на первый взгляд, вполне нейтральным... Или он может даже показаться добрым поступком - показаться тем, кому не ведомо истинное намерение человека. . Особенно это вероятно тогда, когда путь к реализации таких намерений обильно сдабривается ложью.

Злое это намерение или доброе, - это может быть неведомо и тому, кто совершает выбор или поступок... Человек не всегда сознает свои мотивы.

Однако совести его это ведомо... Совесть, пропуская намерения через фильтр ценностей, посылает сигналы укора или одобрения...

Поэтому важнейшая задача каждого человека - оттачивать свои ценостные ориентиры и учится слышать голос совести, даже если он очень слаб.

И на этой же основе мы можем фильтровать обрушивающиеся на нас потоки информации, выделяя те источники, которые отвечают нашим ценностям, и решительно отметая все остальные - лживые и манипулятивные.

А теперь опять обратимся к той ситуации, которую создает власть. Думаю, о совести здесь говорить не приходится. Тут цели ставятся расчетливо, значит, все действия осуществляются намеренно и совершенно осознанно. Гайки затягиваются, запреты крепчают, наказания ужесточаются. Как быть, если пока ничего нельзя изменить?

Если ничего нельзя или очень мало можно сделать с ситуацией в настоящий момент - это, конечно, обидно. No важно, не теряя самообладания и не впадая в искушение биться головой о стенку, точнее о рамки судьбы, которые невозможно расширить лобовым ударом, сохранять критическую нацеленность внимания на события и их трактовку режимом и его пропагандистами и идеологами.

Это может быть даже интересным: бесплатный театр абсурда.

Но главное - все разумные и совестливые люди, разделяющие общие ценности гуманитарного спектра, идеи либерализма и демократии, должны держаться вместе, в едином информационном пространстве, чтобы не отчаяться от переживания несправедливости и не впасть в ТРЕВОГУ БЕССМЫСЛЕННОСТИ.

Я бы не говорил в данной ситуации о ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ как об экзистенциальной тревоге, поскольку такая тревога имеет дело с ощущением несправедливости мира или судьбы.

Здесь же мы имеем дело с реальной вопиющей несправедливостью, которую режим творит по отношению к гражданам. И решение этой проблемы лежит, конечно, не в плоскости психологической. Хотя, повторю, важно уметь отличать то, что можно изменить прямым действием, от того, что таким действием не изменить. Подобные рамки судьбы необходимо принять, чтобы внутри этих рамок свободно и ответственно действовать так, чтобы рамки эти постепенно раздвигались.

Но отчаяние и реальные страхи, как я уже говорил в предыдущих видео, переводят борьбу в поле реальных действий. И если политическое поле недоступно, как это происходит в современной России, то никто не гарантирует страну от бунта, бессмысленного и беспощадного. При закрытых предохранительных клапанах взрываются даже самые прочные котлы.

Важно поддерживать друг друга информационно и просто по-человечески, чтобы сохранить критическую массу тех, кто в состоянии будет после крушения режима посвятить себя в той или иной форме восстановлению адекватной жизни в России.

Оставаясь в ДИАЛОГЕ, все мы можем рассчитывать на уменьшение уровня тревоги с помошью ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ. А совместное сохранение и отстаивание базовых ценностей может стать мощным смыслообразующим фактором - и средством от тревоги из спектра АКСИОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.