quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Целеполагание, ценности, совесть (интенциональное решение)

Интенциональное решение представляет собой одну из важнейших стратегий совладания с тревогой. Достигается это с помощью концентрации внимания на какой-либо деятельности, будь это направленная на достижение некой цели волевая активность, исследовательская деятельность, игра или заполняющее время занятие, в том числе зрелищное, удовлетворяющее любопытство, зевачество.

Именно поэтому я назвал эту группу решений интенционально-познавательными.

Кстати, не только зрелищами и игрзщххами может черловек структурировать свое время, но и самой деятельностью – она может становиться самоцелью (трудоголизм, например, или активность по дому, чтобы забыться, убежать от тревог и неприятных мыслей).

Действием / поступком я называю не только некую физическую активность, но и также бездействие в определенных ситуациях, решение не принимать участие в чем-то.

Сюда же я отношу и речевую активность в процессе коммуникации (что и как человек говорит, какие слова и тон при этом выбирает) или же молчание в те моменты, когда ему нужно или хочется что-то сказать - или когда он может или должен выразить свое мнение.

Потому что и словом, и молчанием человек может вызвать в окружающем мире и в самом себе немалые перемены.

Поступками человек изменяет мир. В зависимости от целей и способов их достижения мир может становиться лучше или хуже. Да и сам человек может в результате своей деятельности превращаться в подлеца или злодея, в человека массы, а может расти, реализовывать свои лучшие потенциалы.

Разберем сначала, как человек движется к своим целям.

У человека поведение регулируется желаниями, являющимися производными потребностей, которые должны быть удовлетворены тем или иным путем… Желание есть более или менее осознанный способ удовлетворения потребности…

Но существуют еще и импульсы подсознания, в основе которых лежат эмоции (часто это страх). Импульсы могут толкать человека на совершение того или иного поступка – при этом человек действует чаще неосознанно…

Цель есть ожидаемый (осознанно или недостаточно осознанный) результат активности.

В качестве целей могут выступать ожидаемые результаты, которые будут вносить вклад в другие фундаментальные решения.

Так, в плане аксиологическом, человек может утверждать и развивать свою ценностную структуру, открывать смыслы и оттачивать свои отношения с совестью, а может игнорировать базовые ценности и голос совести, убегать в так называемые „суррогаты смысла“.

В плане субстанциональности – это может быть укрепление самооценки за счет достижений, отвечаюсших ценностям человека, а может быть и укрепление своей гордыни, укрепление материальной базы (стремление к богатству и к его удержанию).

В плане интеллектуальном это может быть стремление к познанию, к научным отктытиям, к пониманию себя, мира и других ёлюдей, а может лить воду на мельницу предрассудков, догм и суеверий, которые человек охотно тиражирует и распространяет дальше.

В плане отнопшений целью может быть стремление к подчинению другим, к конформизму, а также  несправедливому обхождению, к манипулированию другими людьми, обманывая их. Но человек может также ставить себе целью налаживание искреннего диалога с другими на основе подлинной любви и принципов справедливости.

В плане самой интенциональности целью может стать и стрермление ко все большему контролю человека над своим окружением.

Вся деятельность человека, направленная на достижение цели – это лишь ломаная линия мелких поступков, вызываемых вектором взаимодействия внешних и внутренних обстоятельств, которые, казалось бы, толкают человека на тот или иной шаг… В результате мы имеем дело с постоянным изменением мотивов и пересмотром целеполагания (это могут быть как незаметные для самого человека и для окружающих изменения, а может быть и радикальное изменение как мотивов, так и целей).

В качестве внешних обстоятельств могут выступаь, в частности, другие люди. Манипуляторы, действуя на чувства, на бессознательное, порождают в человеке импульсы. которые влияют на принятие решений, на осуществление выборов. Человек превращается как бы в инструмент манипулятора. Как противодействовать этому влиянию, как оставаться хозяином своего выбора и поступка?

На уровне общества такими обстоятельствами, влияющими на выборы, осуществляемые человеком, и на его поступки являются общественно-политические процессы или явления, в частности, вселяющие в него страх, политики, а также пропаганда, которая стремится заставить человека принимать именно те решения, делать те выборы, которые на руку режиму.

Но что бы ни вещалли пропагандисты, чего бы ни требовали или ни ожидали правители и власть имущие, человек каждый раз совершет выбор и поступает, конечно, сам, потому что действует именно он, а не кто-то иной, не какое-то обстоятельство - даже если ему кажется, что это не он принял решение и не он отвечает за свой поступок...

Ведь человек всегда имеет возможность осознать планируемые шаги и принять решение о том, поступить ли ему так или иначе…

Сознание может существенно влиять на вектор человечсекого поступка, иногда меняя его направление на 180 градусов…

Теперь рассмотрим, как человек принимает те или иные решения при целеполагании.

Выбор целей и постановка задач регулируются или корригируются ценностями…

Ценности с помощью совести служат мерилом для выборов и решений…

Ценности выстроены в подвижную иерархию, позволяющую человеку делать гибкие выборы, чтобы, по возможности, не повредить ни себе, ни другим… (но это, конечно, лишь в случае, если человек опирается на подлинные гуманистические ценности и слушает голоса совести).

Ценности и совесть наделены механизмами активного влияния на волевую деятельность…

Совесть и ценности, можно сказать, требуют, чтобы и выборы, и решения были скорригированы на их основе…

Осознаваемый смысл цели и поступка как бы венчает всю волевую цепочку… При этом, любое решение должно стать ответом на вопрос, „ради чего совершается именно этот поступок, а не иной?“… Ответ на этот вопрос основывется на соотесении отдаленных целей с системой ценностей…

С помощью открытия смысла можно ответить себе и на вопрос "а зачем я хочу достичь именно эту цель, какие мои ценности будут утверждены при этом, какими способами я хочу достичь эту цель"?

То есть, в волевую цепочку вплетается также нацеленность поступка на добро или на зло…

Однако, что есть добро, а что зло?

Об этом мы поговорим в следующем материале…