quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Тревога как приглашение к выбору

Мы уже упомянули в одном из предыдущих видео, что тревога является не только компасом, указывающим человеку на проблемные точки в его бытии, но и побуждает его к действию в том или ином направлении. Иными словами, тревога как бы приглашает, а точнее, принуждает человека к осуществлению выбора: как и в каком направлении действовать, как и что сказать, действовать ли и говорить ли вообще.
Событие, явление - столкновение с тем или иным свойством бытия (осознание) - Тревога - Стремление совладать с ней - Выбор решения (из числа фундаментальных) - Совершение выбора и действия / поступка (на основе ценностей, смыслов и совести)

Важно подчеркнуть, что совершение определенного поступка всегда будет определяться тем модусом, которым руководствуется человек, проживая свое бытие.

В модусе обладания выборы будут направлены на укрепление стабильности любой ценой. Обладание – это стремление к безопасности, дающее человеку, в конечном счете, лишь её иллюзию. Стремление к обладанию немнинуемо будет вести к бегству от реальности, к застою или регрессии.

В модусе бытия человек открыт тому, с чем сталкивает его мгновение. Он не пытается втиснуть мир в ту или иную схему, но воспринимает то, что происходит с ним “здесь и сейчас”. В модусе бытия человек будет выбирать такие решения, которые будут способствовать активному преображению человеком себя и своего мира на основе бытийных ценностей, в конце концов, способствовать росту и становлению человека.

Итак выбор того или иного действия будет определяться как ценностно-смысловой наполненностью человека и его совестью, так и модусом проживания бытия.

Совершение выбора и действия / поступка всегда будет означать выбор вектора: вектор, ведущий в сторону зла или добра

В сжатой формулировке злом будет поступок, нарушающий базовое требование "не делать другому то, что не желал бы себе".

И чем более осознанно, чем более намеренно, чем более страстно совершается подобный поступок, тем больше зла он привносит в мир.

И несколько слов обобыденности зла...

Оно всегда было, есть и будет, потому что многие люди совершают осознанно или неосознанно выборы, умножающие зло - и делают они это нередко не со зла (простите за тавтологию), а стремясь выслужиться, не подставить себя под гнев начальства, сделать карьеру, попиариться,не потерять лицо - и так далее, и тому подобноее (список причин бесконечен).

Важно, конечно, бороться с проявлениямизла, но не менее, а, может быть, даже более важно - так себя позиционировать, чтобы зло через нас не проникало в нашу жизнь и в жизнь наших ближних, через нас не проникало бы в мир.

Не сотрудничать со злом, отмежевываться от него (как говорит Виктор Шендерович, держаться на санитраном расстоянии), не облегчать злу экспансию, не облегчать другимтворение зла, стараться высоко держать планку - чтобы и мы сами, и наши ближние, дети не делали выборы в пользу зла.

В завершение этого видео хочу обратить внимание на то, что человек сталкивается в каждое мгновение не с одним изолированным явлением, конфронтируя не с одним свойством бытия. Соответственно он в каждое мгновение своей жизни подвержен влиянию не одного лишь вида тревоги.

Каждый из нас постоянно имеет дело с совокупностью внешних и внутренних влияний, порождающих совокупность тревожных переживаний, каждое из которых требует своего разрешения. Стало быть, мы движимы совокупностью мотивов и стремлений, связанных с влиянием совокупности тревог. И действия наши в каждый конкретный момент являются совокупными векторами, обусловленными совокупными векторами выборов, которые мы осуществляем в нашем "здесь и сейчас".

Для большего понимания себя и мира важно сознавать движущие нами мотивы. А для этого важно научиться вычленять из этого слоеного пирога, из этой горючей смеси, питающей наши выборы и поступки, отдельные составляющие, сознавать их и, по возможности, управлять ими.