quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Время жизни

По трактату Владимира Янкелевича "СМЕРТЬ"

БУДУЩЕЕ является будущим только потому, что оно позднее станет НАСТОЯЩИМ. Будущее — это сегодня завтрашнего дня! Моменты будущего ведут от завтрашнего дня к послезавтрашнему... Наши помыслы без конца осуществляются в становлении.

В своем приходе будущее, прежде широко развернутое перед нами во всех своих возможностях, сужается и сгущается до такой степени, что становится лишь вполне конкретной точкой, где потенциал будущего актуализируется в настоящем. Мы никогда не можем быть уверены, что событие, которое скоро произойдет, действительно станет событием. Приход и наступление есть всегда обещание ближайшего события, и, наоборот, событие — это наступление, достигшее своей полноты и реализованности.

В НАСТОЯЩЕМ СУЩЕСТВУЮТ ДВА РЯДА ВРЕМЕНИ:

  • объективное время, которое день за днем равномерными шагами неуклонно ведет нас к смерти,
  • и вечное настоящее, в один прекрасный момент вдруг сталкивающееся со смертью, которую, собственно говоря, ничего не предвещало.

Эти два ряда сосуществуют друг с другом. С головой погруженный в свое беспредельное настоящее, человек только изредка, от случая к случаю, поднимается над этой непродолжительной вечностью. Мы осознаем время только время от времени; лучше сказать, мы не думаем о времени все время, ибо сознание непрерывности времени само является прерывным...

Если брать каждый отрезок времени по отдельности, то он воспринимается нами как пространство, которое нам надо поскорее пройти, а что касается времени времен или жизни "вообще", то оно нам никогда не кажется слишком долгим.

Живя, мы всегда торопим время, стремимся к сжатию времени, пытаясь приблизить наступление желанного события. В то же время мы пытаемся отложить наступление смерти… Один и тот же человек стремится и укоротить все сроки, сведя к минимуму все промежуточные стадии, и продлить свое земное существование, откладывая роковой момент смерти на неопределенное время.

"День за днем ты растрачиваешь свою жизнь. Будь осторожен! Ее остается все меньше и меньше", — говорит Марк Аврелий.

Прожитое не может быть пережито вновь, оно как бы изымается из той суммы лет, которая назначена сущему; каждый прожитый день, каждый час, каждая минута — это минус, и их следует вычесть из общего времени жизни; сколько прожито — столько прожито.  Настолько и укорачивается жизнь!

"Всякое прожитое вами мгновение вы похищаете у жизни; оно прожито вами за ее счет", — пишет Монтень.

Прошлое постоянно растет за счет будущего, а будущее обедняется в пользу прошлого. Нить жизни разматывается безостановочно, как в тех машинах, в которых нить перематывается с одной бобины на другую, и одна бобина растет по мере того, как уменьшается другая. Смерть — это жизнь, размотанная до самой катушки.

Сознание времени всегда находится вне времени, осознание конечности не ограничивается ее пределом, ибо объемлет его.

Охватить всю жизнь в целом — значит заранее взглянуть на нее как на прошлое, принять иллюзию будущего в прошедшем и считать становление завершенным. это обобщающее сознание, которое видит все в прошлом, является также сознанием в третьем лице: …

Человек воспринимает свою собственную судьбу так, как встревоженное сознание воспринимает судьбу невинно осужденного на смерть.

Время жизни можно представить в образе водяных и песочных часов. Содержание сосуда, называемого НАДЕЖДОЙ, постепенно переливается в сосуд, именуемый ПАМЯТЬЮ. При этом наши упования превращаются в воспоминания, а проекты — в сожаления. Становление делает из будущего воспоминания, и эти воспоминания остаются позади нас, как принесенный потоком времени песок.

Вначале нам не о чем жалеть, все еще впереди, а под конец надеяться уже больше не на что, остаются одни сожаления; вначале — максимум будущего с минимумом прошлого; а под конец — максимум прошлого при минимальном будущем.

У взрослого человека прошлое и будущее взаимно уравновешены и равноудалены от крайностей; зрелость — это возраст равновесия. Когда же пора расцвета проходит, равновесие нарушается в пользу прошлого.

Прошлое становится воспоминанием и уроком для будущего только благодаря тому, что возможен процесс движения в будущее, пусть даже самый краткий... Так же как надежда устремляется в высь грядущего только благодаря возможности осуществления и становления, пусть даже самой незначительной.

Три ипостаси живого времени нельзя отсечь друг от друга; невозможно представить себе ни прошлое, ни настоящее без минимального будущего, без самого скромного заглядывания вперед... Каждое время времени обретает свой смысл только в соотношении с двумя другими. В любом возрасте и в любой отдельно взятый момент человек живет сразу в трех временах.