Любовь как потребление
Любовью многие считают безусловное, наискорейшее исполнение желаний и наиполнейшее удовлетворение потребностей. Другой человек, партнер по отношениям, рассматривается, в таком случае, как некий товар, имеющий ценность с точки зрения его способности удовлетворить те запросы, которые человек имеет (в частности, а часто и в первую очередь, потребности сексуальные). В другом ищется то, что, как человек считает, нет у него самого. Другой при этом потребляется ради этих полезных свойств. То есть здесь налицо стремление к восполнению ДЕФИЦИТОВ за счет другого человека.
Такие "товарные" отношения мы рассматривали в статье “ЭКОНОМИКА ОТНОШЕНИЙ“. При этом часто ни сам "потребитель", ни тот, кого "потребляют" даже и не замечают своей "товарности" и того, что они обмениваются ценностями. Оба партнера далеко не всегда осознают, ради чего они вступают в отношения. На поверхности лежит объяснение: „это любовь!!!“. Словом "любовь" запросто именуются отношения "двух одиночеств", особенно если здесь присутствует еще и СЕКСУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.
Рано или поздно другой может начать понимать, что его используют (то есть не приходится говорить о ПРИЗНАНИИ со стороны партнера). Если он хочет изменить что-то в свою пользу (например, ослабить давление со стороны партнера, начать больше думать о собственных ИНТЕРЕСАХ) в этих обстоятельствах, то партнер может начать оказывать на него МАНИПУЛЯТОРСКИЕ влияния – например, разжигание ЧУВСТВА ВИНЫ, взывание к СОВЕСТИ, попытка навязывания ОТВЕТСТВЕННОСТИ – и все это для того, что продолжить его доить, чтобы снимать с отношений урожай полезных свойств нади восполнения собственных дефицитов и удовлетворения потребностей или просто прихотей.
С другой стороны, человек готов повыгоднее "продать" себя - ради вступления в отношения, сулящие ему приток "товарных ценностей" в виде партнера и его "полезных" свойств. Получение этих свойств от другого человек также рассматривает как выражение или воплощение любви. Вот что пишет Эрих Фромм по этому поводу:
"Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить. Сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы возбудить чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями.
Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация.
Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы пленить своей внешностью, фигурой, одеждой и т.д.
Хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность – это тоже способы, которыми и мужчины и женщины пытаются привлечь внимание другой половины, "влюбить" в себя. Иными словами, способы и пути возбуждать любовь к себе – те же самые, какие используются для достижения, например, видной карьеры или обретения полезных друзей и влиятельных связей.
Наивысшее удовольствие современного человека, которое он испытывает, глядя на витрины магазинов, знать, что он может позволить себе купить все, что захочет, за наличные или в рассрочку. Он или она и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина, для женщины привлекательный мужчина – это добыча, товар, которыми необходимо завладеть. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке. То, что особенно делает человека привлекательным как физически, так и духовно, зависит от моды данного времени".
Поддержание подобных отношений означает непрерывный обмен "товарными ценностями" каждой из сторон отношений - то есть нескончаемый процесс потребления партнерами друг друга.
Конечно, в этом аспекте самом по себе нет ничего плохого. Каждый человек нуждается в других людях: иначе ему не выжить. Однако в отношениях подлинной любви "товарный" аспект играет лишь некую базовую основу, на которой выстраивается здание любви безусловной, ИСТИННОЙ, при которой другой все больше воспринимается как личность, при которой главным становится не брать, а давать - дарить ему тепло, вселять в него чувство уверенности и ДОВЕРИЯ, помогать ему идти путем развития и СТАНОВЛЕНИЯ. На этом пути партнеры также "потребляют" друг друга - но потребляют в первую очередь даваемую друг другу поддержку.