quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Материалы

К вопросу о "культуре вражды"

Записал собственный сон и проанализировал его

Бродский Дмитрий

17 апреля 2013 года.

Редактировал 24 апреля 2013 года.

16 апреля 2013 года. Утро. Мне приснился странный в своих запомнившихся подробностях сон.

Бытовая предыстория: накануне жена привезла мне из подмосковного городка два пакета тыквенных семечек: это реальность…

И вот, во сне мне привиделось, что именно я собрался в Москву из какого-то подмосковного местечка…

И, вдруг, когда возвращаться из дома, откуда я пустился в путь, было уже поздно (автобус, на котором я рассчитывал уехать, последний), обнаруживаю, что забыл эти семечки взять с собой…

Расстроенный, подхожу к остановке, и, положив свои пожитки на скамейку, придаюсь своим неприятным размышлениям, успокаиваясь тем, что семечки никуда от меня не денутся: их привезёт жена…

Вдруг к остановке подкатывает автобус… Подхватив свой рюкзачок, направляюсь к передней площадке машины, но двери автобуса перед самым моим носом захлопываются.

Я показываю водителю своё намерение сесть в него, но он, не обращая внимания на мои отчаянные знаки, начинает движение…

В надежде на чудо бегу за автобусом, призывая коварного шоферюгу к совести… Ничего не помогает.

Неожиданно, метрах в 100 от остановки, автобус останавливается, и я его догоняю… Однако, водитель и не собирается открывать дверь в салон…

Тут, я вижу, как к кабине водителя направляется гаишник (назовем его политкорректно «полицейский постовой службы»), и я, обращаясь к нему, громко и униженно, тоненьким голосом (так в детстве возможно бы кричал), взываю: «Товарищ милиционер товарищ милиционер, прошу Вас, пожалуйста, попросите воителя пустить меня в автобус, ведь он последний сегодня!»

Полицейский, мельком взглянув на меня, иронично улыбаясь, проходит мимо…

Я же успеваю заметить, что дверь автобуса по какой-то причине оказывается открытой, и, не долго думая, вскакиваю на подножку…

Возбужденный, ничего не говоря водителю, я прохожу в глубь салона, и, заметив пустое кресло, спрашиваю у рядом сидящей женщины: «Скажите, это место свободно?»

Глядя на меня с нескрываемым презрением, она отвечает: «Вы что, мужчина, не видите, что в автобусе нет свободных мест, они освободятся только на следующей остановке...»

Я пытаюсь ей объяснить, что и не претендую занять чужое место, и ничего не имею против того, чтобы подождать, когда оно освободится, но не понимаю, чем я заслужил какие-то упрёки?

И вдруг с задней площадки слышу злобный мужской голос: «Во, только залез и уж ему место подавай…»

Я взглянув в направлении этого голоса, и вижу подпитого мужика, с перекошенным от злобы лицом…

Пытаясь что-то ему объяснить, делаю пару шагов в его сторону, но он, в ответ на мои слова, начинает лихорадочно рыться в своей сумке и извлекает оттуда за горлышко бутылку дешевой водки…

Сообразив, что этот «снаряд» «по мою душу», я обращаюсь к рядом сидящей с мужиком женщине, сразу поняв, что это его жена: «Послушайте, утихомирьте его как-нибудь, зачем Вам это… надо?»

Мрачная женщина, ничего не отвечая, затевает какую-то возню с мужиком и, в конце-концов, укладывает его (головой на свои колени) на заднем сидении, тем самым, занимая его полностью…

Теперь я уже могу спокойно постоять посреди этого островка вражды и оценить своё положение…

Тут мне приходит на ум соображение: то, что мне удалось сесть в автобус - сущая случайность…

А ещё мне открывается такая мысль: нескрываемая враждебность ко мне - вовсе не результат каких-то моих пороков, а простое, довольно распространённое в России, проявление отношения к чужому человеку…

Сначала я объяснил иронию, подозрительность и враждебность к себе проявлением антисемитизма, но тут же опроверг своё предположение...

Нет, всё прощё: глухая ненависть к любому другому, чужому человеку, не похожему на тебя…

А, то, что этот другой ещё и городской, похож на москвича, и, «не дай бог», нерусский, только повышает градус враждебности до стадии кипения - ненависти…

С тяжелый сердцем и ясной головой я проснулся и стал собираться на научный семинар в «Высшей школе экономики» под названием: «Культура вражды» …


P.S.

Уж лет тридцать как я придумал формулу: «Человек познаётся во вражде…».

Но теперь у меня возникла дополнительная уточняющая формула:

«Человек познаётся мотивом вражды…».

А из этой формулы, в качестве следствия, вытекает, что за отправную точку шкалы возможных форм человеческой враждебности можно взять положение:

«Самый худший человек тот, кто испытывает вражду без всякого реального внешнего повода, эмоционально «подпитываясь» переживанием своих собственных неудач, возникающих вследствие собственных ошибок и преступлений».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ "ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ"