Материалы
Рассуждения о счастъе
Что делать?
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ 0ЧЕРК
Генрих Горчаков, студент ИФЛИ, 1944 год
(был репрессирован, в частности, за эти заметки)
I
I.Смысл учения о коммунизме заключается в познании тех условий (и приведении жизни к ним), при которых человек может стать господином природы - натуральной, своей собственной и природы общества, т.е. социально-экономических отношений.
Для этого марксизм (т.е. научное учение о коммунизме) создает научную (а не религиозную) теорию о коммунизме.
Метод - изучение законов развития реального общества, т.е его реальная история. На основе индукции (анализа) познаются законы, тенденции развития. Определяются причины, источники движения, движущие силы.
На основе дедукции (научное предвидение) выводятся дальнейшие пути развития, познается необходимость природы (в широком смысле слова). Выясняется, каким образом человек может стать господином своих целей, желаний, стремлений, т.е. добиться счастья.
2. Цель, следовательно, - счастье. Но счастье есть а б с о л ю т н о е и о т н о с и т е л ь н о е. Абсолютное - это когда человек может быть самим собой, когда его с у щ н о с т н ы е силы получают всестороннее развитие. Когда через раскрытие своих сущностных сил он получает возможность утверждения своего особенного индивидуального «я».
Царство будущего - полное господство индивидуальности, т.е. личности, а не коллектива. Это основное положение научного учения о коммунизме. Идеальное общество - это такое общество, когда оно не только обуславливает желания, стремления, вкусы ect. личности (т.е. то, что делает индивидуальность личностью), но и предоставляет самую широкую возможность их воплощения.
Абсолютное счастье возможно лишь в идеальном (будущем) обществе. Нашему реальному обществу очень далеко до того, чтобы быть похожим на идеальное. В реальном обществе счастье может быть только о т н о с и т е л ь н ы м.
В чем будет заключаться относительное счастье?
Очевидно, в борьбе за абсолютное счастье. В борьбе за идеальное общество и есть истинное реальное счастье, возможное теперь в реальном обществе.
Лишь в стремлении к идеальному человек никогда не падет жертвой недоразумения.
Личное, убогое, сытое, самодовольное, всегда малое счастье может удовлетворить лишь убогого, неглубокого, мало думающего, эгоистичного, неразвитого, ограниченного человека.
Высший человек - одаренный, образованный, развитой не только в культурном отношении, но и в моральном и нравственном, человек мыслящий, свободный - homо sapiens. Он с о з н а е т, что сытое счастье может принести самодовольство, самоудовлетворение только
посредственному человеку. В этом он не может найти удовлетворения - ему в удел достается страдание.
В неидеальном обществе высший человек не может быть счастлив, не может быть самодовольным (удел глупцов и эгоистов).
Но в борьбе за идеальное, в творческих порывах и подвигах, в устремлениях, надеждах, успехах он находит свое утешение, оправдание, стимул жизни, источник такой глубокой радости, которая никогда не может быть ведома сытому счастью.
Нет выше радости - радости творчества.
I условие. Высший человек чувствует себя по крайней мере наиболее свободным, действующим наиболее сознательно - по своему желанию, согласно своим целям. А абсолютное счастье есть свобода. Относительное - борьба за него.
II условие. Наличие определенных материальных благ, средств жизни. Человек должен что-то есть, пить, одеваться, строить жилище, передвигаться, приобретать вещи, книги… Разумеется, идет речь о нормальных потребностях нормального человека.
III условие. Наличие у человека стремлений, определенных целей, определенного дела, определенной жизненной задачи. Без жизненного идеала, без определения цели человеку не к чему будет стремиться.
IV условие. Отношения с людьми. Человеческая природа устроена так, что ему нужно находиться в каких-то отношениях с людьми - положительных и отрицательных. Ему нужно иметь товарищей, друзей, любимых. Нужно иметь врагов, союзников, единомышленников.
Когда у человека есть определенная цель, есть возможность осуществить ее, нет разлада между его духовными запросами и физической возможностью, когда он добивается определенных успехов на пути к своей цели и может разделить их с кем-то, получать поддержку при неудачах, одобрение или неодобрение, т.е. проверку своих успехов и удач - тогда человек обладает тем, что называется счастьем.
Идеальное счастье - это, очевидно, полная гармония этих четырех условий. Полная свобода человеческой индивидуальности - совпадение индивидуальности и личности.
Ни тиран, ни повелитель, ни миллионер не могут быть счастливы.
Почему Наполеон не может обладать таким счастьем? Допустим, его сущностные силы получили развитие, они не потерпели ущерба. Развились его физические силы, его способности, его память. Получил образование. Получил возможность развития своих сущностных сил - полководца, законодателя, государственного деятеля. (Уже, конечно, сделана большая скидка, уже многое пришлось допустить… но ладно).
Он добился побед, выиграл битвы, сделал Францию державой мира, ввел кодекс Наполеона.
И что же? Добился славы, которая стала славословием хора лакеев и стяжателей, окружил себя льстецами, мошенниками и дураками, продажными душами, возомнил себя богом, утратил радость творчества: всё, что он ни сделает, - есть божественное, непогрешимое. Утратил возможность человеческих чувств - дружба и любовь к его услугам… стал
самодовольным, т.е. опустился к тому, с чего начал, - к сытому счастью. Но любой мелкий лавочник, расцветший в эпоху Наполеона, получил ленту и умер спокойно, оставив своим детям капиталец, - счастливее стократ, ибо он умер спокойно. А Наполеон по сути ублажил только одну свою сущностную часть - тщеславие, раздувшееся как лягушка в вола и лопнувшее. Умирая, он спрашивал себя, когда и в чем он ошибся.
А если бы он умер в 1811 г.? Или если бы он благополучно процарствовал еще лет тридцать-сорок и оставил сыну корону? Всё равно. Как великий человек он умер. И презрение к миру, которое он испытывал, будучи окруженным продажными мелкими душами, - есть ли это подлинное счастье? И, конечно, признание Наполеона было бы таково: нет, я не был счастливым. Я был великим и т.д., но не счастливым.
Для того чтобы человек был счастлив, его должны окружать счастливые люди.
4. Нормальное (идеальное) общество, где люди будут иметь нормальные - неантагонистические - отношения согласно их сущей (данной, исторически развитой) природе (природа сущностных сил). А нормальное - это господство разума, а не физиологии. Но, конечно, физиология у человека не должна быть неприятным придатком - она должна очеловечиться, т.е. сон, пища, половые отношения человек превращает в источник наслаждения. В этом смысл разума - отличия от животного (см. Фейербах). Но не так, как теперь, когда половой вопрос является центром, или единственным наслаждением. Причем, не только физическое, но и духовное, эстетическое (стихи, книги… разговоры - «наслаждение прекрасным» Пушкин). Гурманство в литературе, искусстве, спорте и т.д. - в общем, п о т р е б и т е л ь с к о е отношение к жизни. Сюда и слава, и тщеславие, жажда успеха и т.д. - это всё не целесообразно с природой человека (с его имманентностью, с его развитием, с его исторической целостностью - что ли). Это ведь всё, с одной стороны, средства физического сохранения жизни (еда, сон), продления рода (пол, «Крейцерова соната»), развертывания его сущностных сил (духовная пища, образование, воспитание…) - как средства они не могут быть целью человека, главным, сосредоточием… Но, неприятные, неудовлетворенные, они снижали бы жизненный тонус, тормозили бы развитие сущностных сил. В чем же цель?
5. Что есть жизнь? Цель ее? - Счастье. Что оно? Может, не думать о прошлом, не думать о будущем, а жить настоящим, сегодняшним? Но можно с полным самоудовлетворением целые сутки играть в биллиард, в карты и т.п. Всю жизнь так провести. Но это нелепица. Это трагедия недоразумения. Жизнь, собственно говоря, бесцельна - она уже есть цель.
Великие подвиги? Служение другим, народу? Как это понимать? Служение общему благу и т.д.? А почему это цель и истинное счастье? Благодарность потомства? Это всё мораль, риторика.
Истинная цель, счастье - только труд, созидание, творчество. В этом - полная целесообразность.
Природа в человеке познает самое себя. Познание, следовательно, есть, что ли, цель движения человека, приближения его к природе.
Высший акт познания - проверка истинности его, т.е. творчество - труд - истина.
Это и целесообразно, и гармонично, и морально. В труде гармонизируются интересы людей, в труде развиваются и совершенствуются сущностные силы человека, в труде - идеальное счастье.
Психологически нет высшей радости, чем акт творчества. Это самое сильное переживание…
6. Следовательно, идеальное общество построено на труде. Всестороннее развитие личности. Каждый человек получает возможность развития всех своих сущностных сил - физических и духовных. Равное, научное, образование и воспитание каждого (не наставничество).
Возможность широкого, всестороннего, универсального образования, возможность свободного выбора своей цели, своего дела, возможность совершенствоваться в нем и заниматься им, полная обеспеченность всех развивающихся потребностей.
То есть условия коммунизма: от каждого по способностям - каждому по потребностям.
Для полного свободного развития личность должна в самом начале поставлена в равные, одинаковые условия с другой личностью - поэтому никакой мещанский индивидуализм, аристократизм, эгоизм не могут представлять идеального состояния общества.
Естественный переход от капиталистического общества к коммунизму есть революция и период установления диктатуры пролетариата. Капитализм есть загнивающее общество, загнивающее абсолютно во всех своих проявлениях - культура, искусство, наука, человеческая сущность человека.
Диктатура пролетариата. Период уничтожения господствующих классов, эксплуатации человека человеком в индивидуальном порядке, уничтожение сословий феодальных, кастовых пережитков, полное равенство трудящихся перед законом, обеспечение всех работой и т.д. построение социализма в условиях капиталистического окружения - особенности и трудности. Восстановление. Реконструкция и пр. Силы привычки. Культура управления.
7. Очерк социализма. Конституция 1936.
Социализм прежде всего - определенный жизненный уровень материальных благ для каждого из трудящихся. Определенный жизненный уровень для самого низкооплачиваемого работника. Без этого не может быть и речи ни о каком социализме. Абсолютная гарантия этого уровня.
Далее. Реальная возможность каждого более или менее в одинаковой степени свободно развернуть свои сущностные силы, т.е. реальная возможность осуществить определенный уровень воспитания и образования. Право на труд, право на отдых, право на образование - т.е момент
становления личности. Более или менее одинаковая возможность для каждого стать тем, чем он может быть. Динамика личности.
И статичный момент - проявление личности. Удовлетворение потребностей его сущностных сил.
Фактическое право каждого человека занимать то место, на которое он имеет законное право, т.е. фактическая возможность отдавать по своим способностям.
Ст. 10. Право личной собственности на трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное хозяйство и право наследования личной собственности.
Ст. 12. Принцип социализма.
Ст. 30. Высший орган государственной власти - Верховный Совет, и единственный законодательный.
Ст. 32. Срок на 4 года. Президиум Верховного Совета. СНК - высший исполнительный и распорядительный. Суд и прокуратура.
Верховный суд - избирается Верховным Советом на 5 лет.
Прокуратура - назначается - «» - «» - «» - «» на 7 лет.
Народные суды избираются гражданами на 3 года.
Ст. 118. Право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.
Ст. 119. Право на отдых. До 7 часов рабочий день, ежегодный отпуск, санатории и т.д.
Ст. 120. Право на материальное обеспечение в старости и нетрудоспособности.
Ст. 121. Право на образование. Обеспечить обязательное образование - бесплатное, включая высшее. Система государственных стипендий большинству учащихся в высшей школе.
Ст. 123. Равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Ограничение прав, прямое или косвенное, проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежение - карается законом.
Ст. 125. Свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций - предоставление трудящимся и их организациям типографий, бумаги и т.д. и т.п.
Ст. 126. Обеспечить право объединения в общественные организации - профессиональные союзы, организации молодежи, культурные, научные и т.д.
Ст. 127. Неприкосновенность личности.
О косвенных и прямых нарушениях конституции
Коммунизм стал богом, религией.
Все разговоры о поправках - так тогда не социализм, а политика - так и надо говорить.
В интересах трудящихся… но отдельные люди… так надо, чтобы они были лучшими.
Предвойна. Война и послевойна. Их поправки, степень необходимости этих поправок, оправдание их.
Что есть в действительности.
Возможность попасть в партию, на руководящие посты. По уставу довольно широкая, но в действительности требуется чистое социальное происхождение - независимое от человека. Это равносильно расизму. Таким образом создаются в этом отношении привилегированные контингенты людей, которые имеют преимущественную возможность попадания к руководству не за счет необходимых качеств, а за счет социального неравенства. Причем, это ограничение главным образом ложится на интеллигентную, культурную прослойку.
Второе. Моральные требования к людям, приходящим к руководству, обратным требованиям диктатуры пролетариата. Ибо метод управления - демагогия, ложь, красноречие, метод разверстки, обезличивания - чужд честным, высокоморальным людям.
А главное сейчас - культура. Еще Ленин говорил, что у нас всё есть для построения социализма, не хватает одного - культуры тому слою коммунистов, который управляет. Сейчас это требование еще более насущное. Руководство нуждается в принципиально-честных, бескорыстных, культурных людей с широким кругозором, позволяющим им не отрываться от нужд масс. Но честные люди принципиально не идут к руководству.
Система послужного списка, чинопочитания, система разверсток, система блата, связей, рекомендаций, отсутствие подбора кадров и массового контроля. Отсутствие выборности, краткосрочности, ответственности и т.д.
Пути. Моральное состояние. Обезверивание. Падение нравственности. Молодежь. Система инкубаторства. Безыдейность и беспринципность. Карьеризм.
Рождение идеи. Пустить ее в свет. Прививать вкус к теоретическому и политическому мышлению. К мышлению (Ж.Ренар). Дать цель. Свет указать. Возбудить желание подвигов и действия. Преодолеть усталость, опущенность. Опора на молодежь - еще не растленную.
Воспитание людей. Создание произведений - орудий. Разоблачать лицемерие. Мораль - показывать светлое, человеческое.
Возбуждать сочувствие. Идея, цель - рожденные, пущенные в мир - начинают жить и прививать, к ней потянутся.
Кончится война и послевойна - люди потянутся. Сама действительность будет разоблачена. Борьба с послевойной и новой предвойной (это угроза). Борьба с усталостью общества. На чем будут касты играть - вот на усталости.
Вырастет поколение наше, займет место в жизни; среди них будут честные, сочувствующие; удастся эту идею вытащить на свет, она найдет поддержку, овладеет массами - и тогда всё. Наше или следующее поколение. Только быстро, чтоб не было второй войны. Но если даже она будет, то всё равно идея должна жить. Она должна жить после нас и победит, может быть, не сегодня, не через десять лет, а через сто лет.
Путь трудный, опасный, грозит нам физической гибелью, неудачами. Путь кропотливый и медленный. Но имея цель, идейное существование, в
сознании своей правоты и творческих удач, мы найдем свою радость. Будут у нас случаи.
Надо действовать. Решительнее и умнее.
Внешнее поведение должно быть нейтральным. Без демагогии. Без - все средства хороши для цели.
Весна 1944 г.
Смотрите материалы СЧАСТьЕ и СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТьЮ