quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Стремление к счастью

„Для меня нет счастья,
если я о нем не знаю“
Альбер Камю, Миф о Сизифе

"На свете счастья нет, но есть покой и воля...“
А.С. Пушкин

СЧАСТЬЕ, как и удовольствие и успех, не может быть прямой целью человека. Так называемый "гедонистический парадокс" гласит: "чем больше мы ищем счастья, тем больше оно от нас ускользает". Мы не можем себя заставить быть счастливыми, придумать себе счастье. Концентрация на поиске счастья всегда грозит тем, что истиное счастье пройдёт стороной. Как говорил Алан Уоттс: "Когда вы ищете счастье, вы его теряете".

Особенно опасно строить себе образы вожделенного счастья и грубо пытаться подогнать под этот образ явления и события своей жизни. Ведь желаемое и действительное совпадут едва ли. И ничего, кроме разочарования такой подход не принесет. Это имеет место при ориентации на успех и наслаждения, которые человек считает основой своего счастья.

Согласно Джону Ролзу, достижение счастья в таком понимании счастливой жизни (или счастливого периода жизни) "всегда предполагает определенную меру удачи и везения", которые могут даже привести людей к такому образу жизни, который они исходно желали бы себе.  Однако, подчеркивает Ролз, "в большинстве случаев мы не осчастливлены подобным образом, и, не принимая во внимание всю нашу жизнь, мы наверняка будем сожалеть о предпринятых нами действиях". То есть стремление к успеху вряд ли создает прочную основу для счастья.

Джон Ролз предупреждает об опасности подобной ориентации. Если человек счастлив, когда его рациональные планы успешно реализуются, его важные цели выполняются, и он имеет основания быть уверенными, что его удача не оставит его, то достижение счастья зависит от обстоятельств и удачи. Если такого стечения обстоятельств не будет, если искусно построенные планы разрушатся, то вместо ожидаемого счастья человек получит разочарование и отчаяние. Этого может и не произойти, иронично утверждает Ролз, если человек ошибся или обманут, то "по стечению обстоятельств и по случаю не происходит ничего такого, что вывело бы его из заблуждения; благодаря удаче ничто не лишает его блаженного неведения".

Другой аспект счастья, который многие люди считают решающим - богатство, почет, хорошее положение в обществе. Али Апшерон писал: “Как мало человеку надо, чтобы жить счастливо! Поэтому, не сотвори себе нужды”. Иными словами, стремление к ОБЛАДАНИЮ, всегда сопровождаемое завистью к другим и недовольством своей собственной ситуацией, не делают человека счастливым. Ведь человеку, ориентированному на обладание, "всегда чего-то не хватает".

Эрих Фромм подчеркивает, что у людей с установкой на обладание счастье видится в превосходстве над другими, во власти над ними и – в конечном счете – зависит от "способности захватывать, грабить, убивать". Это означает одновременно проживание своей жизни в постоянном страхе за то, что и собственное благополучие и жизнь находятся под неослабевающей угрозой со стороны других людей. При установке же человека на бытие (МОДУС БЫТИЯ) счастье состоит в ЗАБОТЕ о других, самопожертвовании и ЛЮБВИ.

При этом, однако, следует иметь в виду, что установка на то, что наше счастье основано на нашей обязанности делать других людей счастливыми, способствует, как правило, лишь разочарованиям. В принципе, уверенность в способности сделать другого человека счастливым, является всего лишь проявлением гордыни и отнюдь не способствует собственному счастью. Скорее, наоборот: разочарование в такой своей "способности" (точнее, в неспособности!!!) может сделать человека несчастным.

Так, Лиз Бурбо обращает наше внимание на весьма распространенное заблуждение, при котором человек считает себя ответственным за счастье других людей (например, собственных родителей). Такой человек становится очень зависимым от счастья другого. Как пишет Бурбо "счастье другого необходимо ему для собственного счастья".

Ставка на то, что другие люди могут быть источником нашего счастья оказывается не менее губительной для ощущения себя счастливым. Как пишет Лиз Бурбо, "у человека, который считает, что другой несет ответственность за его счастье, ярко выражен страх ошибиться; к тому же он очень требователен к себе. Он составляет себе цену по своим успехам. А поскольку они редко оказываются на высоте его требований, то в случае неудачи он предпочитает убедить себя в том, что вина лежит на другом".

Нередки случаи, когда человек, обманывая себя необходимостью делать другого счастливым, отказывается от того, чтобы идти своим путем, развивая себя, утверждая свои ценности и, тем самым, реализуя смыслы своего бытия.

Лиз Бурбо утверждает, что ощущение счастье человека может прийти только из его внутреннего мира. Присутствие других людей и помощь с их стороны являются для человека всего лишь иллюзией счастья.

***

Что касается счастья как цели социальных и политических движений, то здесь следует также оговориться: такие цели нереалистичны, как и стремление одного человека сделать счастливым другого. "Я не думаю, что человек рождён для счастья, как птица для полёта", - пишет Николай Бердяев. Он уверен, что человека невозможно осчастливить, дав ему "право быть счастливым", но можно создать основание для счастья: "утверждать нужно не право на счастье для каждого человека, а достоинство каждого человека, верховную ценность каждого человека, который не должен быть превращен в средство".

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?