quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

Страх и тревога: для чего надо их различать?

Почему столь важно провести границу между страхом и тревогой? Чтобы понять, как следует поступить в ситуации, когда мы испытываем беспокойство. Если в случае тревоги мы будем поступать так, как если бы нам угрожала реальная угроза, то мы не только не улучшим свое положение, но и упустим возможность что-то изменить в себе к лучшему, взять под КОНТРОЛЬ свою СУДЬБУ.
m

МАТЕРИАЛ В ФОРМАТЕ PowerPoint

СООТНОШЕНИЕ СТРАХА И ТРЕВОГИ

Хотелось бы несколько подробнее обсудить рассматриваемую тему.

Итак, тревога не имеет объекта, который вызывает в нас столь неприятные и пугающие нас ощущения, и с которым можно что-то сделать (бороться с ним, убежать от него). Потому-то тревога так непереносима. Чтобы ее можно было терпеть и с ней как-то справляться, человеку свойственно искать (чаще всего, неосознанно) объекты, которые, по его мнению, и отвечают за испытываемое им чувство беспокойства.

В результате человек "находит" такой объект. Слово "находит" я взял в кавычки, потому что чаще всего - это объект надуманный. То есть я не хочу сказать, что это привидение, дракон, кикимора или домовой. Таким объектом может быть сосед, муж, начальник, гроза или наводнение. То есть это реально существующие объекты. Однако надуманным будут приписываемые им свойства и значения, которые и делают их в глазах человека столь "опасными". Воистину, у страха глаза велики.

Иными словами, такие объекты "опасны" для человека в силу приписывания им неких "опасных" свойств, вследствие того, что человек трактует их качества и действия, как направленные против него самого. В этом иррациональность страха - в том, что человек уходит от реальности в мир своих фантазий, ожиданий и опасений и борется с тем, чего реально не существует (по меньшей мере в том виде, в котором человек себе эти "опасные" объекты представляет). В итоге человек боится не реальной ситуации, а ситуации надуманной.

Человек сам творит свои страхи (ФАБРИКА СТРАХОВ, по словам Пауля Тиллиха), чтобы спрятаться за ними от тревоги. Об этом мы подробнее поговорим в разделе, посвященном ЗАЩИТЕ ОТ ТРЕВОГИ.